Евгений Магда о том, почему Украина может не получить "водородные инвестиции" из Германии
Какой станет немецкая политика по отношению к Украине после формирования новой коалиции в Бундестаге, "ДС" рассказал директор Института мировой политики Евгений Магда
"ДС" В Германии обнародовали соглашение новой трехпартийной коалиции и состав правительства. МИД возглавит Анналена Бербок, глава "зеленых", декларировавшая поддержку Украины. Какой будет политика ее ведомства по сравнению с МИД Хайко Мааса?
Е.М. Преимущество Анналены Бербок в том, что она работала во внешней политике, имеет британское и американское образование. Но, мне кажется, ей не хватает опыта и определенных политических качеств. Ведь "зеленые", которые в марте-апреле были лидерами, откатились на третье место не в последнюю очередь из-за нескольких скандалов, связанных с Бербок, в частности, ее научной деятельностью. Это не причина обвинять ее в какой-то бестолковости и говорить, что она не будет ничего делать, но не думаю, что поддержка Украины с ее стороны сразу станет всеобъемлющей.
Поддержка ассоциированного трио в вопросе нашей евроинтеграции будет. Ок. Но не думаю, что за четырехлетнюю каденцию этого Бундестага мы увидим вступление в ЕС Грузии с Молдовой. То есть, это обещание, которое, по большому счету, ничего не стоит. Поддерживать вступление Украины в НАТО Германия не собирается, потому что это, можно сказать, является компонентом американской внешней политики.
Преимущество для нас в том, что заявления Бербок и будущего министра экономики и экологии Роберта Габека будут чаще звучать в соответствующей тональности. Но переломить ситуацию в свою пользу младшие партнеры по коалиции не смогут.
"ДС" В коалиционном соглашении ничего нет о "Северном потоке — 2". Зеленые тоже закрыли для себя эту тему и не будут сопротивляться его запуску?
Е.М. Здесь есть простая логика. Коалиция берет на себя ряд обязательств, в том числе в социальной сфере, а для этого требуется экономический рост. В условиях очередной волны ковида, соответствующих выплат и расходов. Кровь экономики – это нефть и газ, поэтому они найдут формулу. Скажем, в интересах немецкого государства запуск "Северного потока — 2", согласованного и построенного еще при предыдущем канцлере, крайне необходим. Именно поэтому вопрос "Северного потока — 2" вынесен за рамки коалиционного соглашения: это означает, что с его запуском немецкий истеблишмент уже согласился, в коалиции не хотят противоречий по этому поводу. Поэтому я не верю, что способности и опыт Бербок смогут остановить ввод газопровода в эксплуатацию, и не думаю, что у Украины будет достаточно аргументов против запуска, даже при наступательной позиции нашего посла в Германии Андрея Мельника.
"ДС" Можем ли мы рассчитывать на какие-либо существенные компенсации после запуска "Северного потока — 2" в виде, например, реально больших инвестиций в водородные проекты в Украине?
Е.М. А это зависит от того, как коалиция будет воспринимать заявление фрау Меркель и господина Байдена о том, что они, дав фактически отмашку на "Северный поток — 2", пообещали инвестиции в объеме одного миллиарда евро в украинскую энергетику. Но у нас в этом вопросе есть проблемы, потому что ДТЭК не получил дивиденды по "зеленым" облигациям. А это дает им основание говорить: "Как мы можем в вас вкладывать средства, если вы не отвечаете по своим обязательствам". И это действительно серьезная проблема. Да и морального обязательства перед Украиной у новой власти уже нет.
Е.М. "Красно-черная" коалиция, конечно, дискредитировала флаги "бандеровцев", а ее реальным символом можно назвать "формулу Штанмайера". И возникает вопрос, как новая коалиция будет действовать в контексте "нормандской четверки". Будет ли она прилагать усилия для того, чтобы этот формат снова заработал, и не будет ли подталкивать Украину к определенным уступкам. Пока мы этого не знаем.
Поэтому нам придется приспосабливаться, искать возможности диалога и определенных предметных действий. Напомним, что Германия остается одним из ведущих экономических партнеров Украины, но возникает вопрос, будут ли заходить немецкие инвестиции. И есть ли у нас условия для инвесторов. Где инвестиционные няни, которые могут "шпрехен зи дойч"? Это проблема, ответа на которую сегодня нет. А факт присутствия Украины в новом соглашении свидетельствует лишь о том, что эта коалиция более демократична, готова к диалогу с Россией, выступает за выборы в Беларуси, но это не значит, что она полностью украиноцентрична.
"ДС" Министерство обороны отошло СДПГ. Оружия от Берлина нам не ждать?
Е.М. Это означает, что эмбарго Германии на поставку оружия в Украину будет оставаться в силе. Повторю: у Германии нет амбиций по поддержке вступления Украины в НАТО. И поставки нам оружия тоже не относятся к ее приоритетам, потому что, как говорил социал-демократический экс-министр иностранных дел Хайко Маас: "Как я посмотрю потом в глаза Лаврову?". Интересно, как он смотрел в глаза нашему Кулебе после поставки немецким "Сименсом" турбин в Крым? Поэтому не вижу здесь для нас какого-нибудь прорыва и оптимизма.