Евгений Магда: ЕС не возлагает на Путина вину за миграционный кризис, там ждут запуска "Северного потока-2"

О промежуточных результатах миграционного кризиса на белорусско-польской границе "ДС" поговорила с директором Института мировой политики Евгением Магдой

Евгений Магда/iwp.org.ua

"ДС" Миграционный кризис в Беларуси пока немного притих: часть людей разместили в логистическом центре, часть отправили домой, но до решения проблемы еще очень далеко. Как дальше будет развиваться созданная Лукашенко ситуация?

Е.М. Во-первых, эту ситуацию создавал не сам Лукашенко, он это делал в координации с Кремлем. Направление ее в Польшу было четко рассчитано и по времени, и по прогнозируемой реакции польской и литовской власти, это понятно. Думаю, сейчас людей спрятали под крышу упомянутого логистического центра, чтобы впоследствии использовать снова. Ситуация сейчас заключается в том, что кризис окончательно не разрешен и Лукашенко, конечно, будет настаивать на собственном сценарии его разрешения.

"ДС" Какую выгоду извлек и еще может получить самопровозглашенный правитель Беларуси?

Е.М. Очевидно, выгодой можно считать два телефонных разговора с ним Ангелы Меркель, но я сомневаюсь, что, как он рассказывал в интервью BBC, в этих разговорах она называла его "мистер президент". Скорее она называла его "герр Лукашенко".

Дело в том, что ситуация напоминает сообщающиеся сосуды. С одной стороны, из-за Путина у Лукашенко уменьшается субъектность, а с другой — он демонстрирует Брюсселю, что так или иначе договариваться надо с ним. В то же время Лукашенко показывает Путину, что он нужен ему как лидер независимого государства.

Заметьте, что ЕС не возлагает на Путина вину за кризис, несмотря на то что и у Германии, и у Франции, пожалуй, есть соответствующие разведывательные данные, позволяющие им делать правильные выводы о влиянии Москвы на этот кризис.

"ДС" Кремль стремится стать посредником между Брюсселем и Лукашенко. Но почему Путину разрешают эту игру, почему в столицах ЕС делают вид, что не понимают, кто главный бенефициар миграционного кризиса?

Е.М. Думаю, что он уже частично стал посредником, потому что практически подтолкнул Меркель к прямому контакту с Лукашенко. Здесь никаких иллюзий быть не может. Стоит отметить, что Лукашенко в этом году выиграл борьбу у Путина за статус последнего диктатора в Европе и тот собирается его в таком статусе держать как можно дольше.

Это, кстати, отвечает и интересам ЕС. Потому что ссориться с Путиным многим европейским странам элементарно страшно, и это существенный фактор, который будет влиять на ситуацию. А то, что Путин выступает политическим патроном Лукашенко, — так они же создают союзное государство, и в этом ничего крамольного в ЕС не видят.

К тому же во многих европейских столицах ждут запуска "Северного потока-2" и хотят этого запуска как можно скорее. Думаю, что по закрытым дипломатическим каналам Путин уже давно сообщил, что если к нему не будут прислушиваться, то это может создать существенные проблемы.

"ДС" На днях было заявление, что Германия окончательно отказалась принимать мигрантов, но в российских СМИ появлялась информация о крупной сумме, которую Берлин готов был выделить на возвращение мигрантов домой, выделив средства Минску. Они действительно были готовы к такому шагу?

Е.М. Думаю, это возможно, но сегодня откупиться от Лукашенко таким образом — значит продемонстрировать свою слабость. И это, нанося удар по европейским ценностям, стало бы для ЕС немалой проблемой.

"ДС" На днях Польша грозилась закрыть с Беларусью границу, но польское руководство колеблется по этому поводу. Если угрозу все же выполнят, как это повлияет на саму Варшаву, Москву и Брюссель?

Е.М. Убежден, что Россия четко просчитывала польскую и литовскую реакцию на миграционный кризис и в этой связи возможности влиять на формирование информационной картины в условиях постправды. Потому что мы видим этот кризис через репортажи с белорусской стороны границы, где активно работают российские и белорусские пропагандисты.

Думаю, что Польша до последнего момента будет оттягивать закрытие границы, потому что через нее идут и товары с Шелкового пути, в значительной степени для всего ЕС, а это весомый фактор влияния на ситуацию. Польша в данном случае должна политически себя позиционировать как своеобразный "шлюз", а игра слов состоит в том, что так называемая операция "Шлюз" — разработка белорусских и российских спецслужб для создания миграционной атаки на Польшу.

"ДС" В последнее время в Польше на фоне этого кризиса заметно выросли радикальные настроения, а правящая партия получила возможность переключить внимание граждан из противоречий Варшавы с Брюсселем. Правящая партия "ПиС" с Дудой и Качиньским может благодарить Путина за такую специфическую "помощь"?

Е.М. Там была еще одна интересная ситуация, когда в начале миграционного кризиса Дональд Туск, лидер "Гражданской платформы", говорил, что некоторые требования мигрантов следует выполнить. Думаю, сейчас он таких заявлений уже не будет делать. Объективно же кризис действительно влияет на позиции правящей партии и по меньшей мере переключает внимание сограждан от внутренних проблем, да и Брюссель отвлекает.

"ДС" Что может быть в пятом пакете антилукашенковских санкций Брюсселя?

Е.М. Сейчас в Брюсселе идут торги вокруг "Белкалия", но надо понимать, что санкции санкциями, а белорусский экспорт в страны ЕС имеет место, он никуда не делся и даже летом этого года вырос. Сейчас перестал расти, и думаю, что закупались и горюче-смазочные материалы, и многое другое.

Слова не должны расходиться с делами. Если в ЕС говорят, что Лукашенко — последний диктатор Европы, то должны быть действия. К примеру, Венская конференция продемонстрировала, что Европа в этом формате абсолютно яловая. Понимаю, что ее организовывала белорусская оппозиция. Австрия же выступала с точки зрения своих интересов, потому что у нее бизнес заметно представлен в Беларуси.

Они собрались, ситуацию обсудили, но ответ на "что дальше?" не прозвучал, и это проблема. Действия ЕС должны быть понятны людям, которые остаются сторонниками Лукашенко: почему именно против Беларуси нужно готовить и применять санкции.