Почему "Европейская солидарность" обогнала "Слугу народа" — интервью с Владимиром Фесенко
При каких условиях Зеленский будет баллотироваться на второй срок и будут ли отложены парламентские выборы, "ДС" поговорила с политологом Владимиром Фесенко
"ДС" В свежем рейтинге КМИС "Европейская солидарность" обгоняет "Слугу народа" на 5,2% — 18,9 против 13,7. Социологическая контора сочла важным специально подчеркнуть, что по сравнению с декабрем разница составляет больше, чем погрешность, то есть "рейтинг партий статистически значимо изменился". Давайте разберемся, что обусловило изменения.
В.Ф. Несомненно, ситуация с ажиотажем, который был вокруг дела Порошенко — главный фактор. Но против "слуг народа", как и против президента, негативно сыграл, конечно, социально-экономический фактор, рост цен. Кстати, это не в первый раз, январь в этом плане — тяжелый рейтинговый месяц и для Зеленского и для его партии, год назад именно в январе была похожая история, только тогда не "ЕС" опережала партию Зеленского, а ОПЗЖ.
Если вы посмотрите динамику рейтингов Порошенко и его партии за последние два года — идут колебания вокруг 17%, это результат Порошенко в первом туре президентских выборов 2019 г. Кстати, похожая история у других кандидатов из первой четверки, и не только у них. У Игоря Смешко тоже колебания вокруг того же результата, который был в 2019 г., у Олега Ляшко и Владимира Гройсмана та же картина, так что в этом плане мало что изменилось. Вне всяких сомнений, динамика есть, но речь идет о колебаниях, близких к той цифре, которую ведущие кандидаты имели на президентских выборах
Повышение рейтинга Порошенко в целом объясняются тем, что он забрал часть голосов у Олега Тягнибока, судя по всему, немножко у Дмитрия Разумкова, чуть-чуть у Гройсмана и так далее. То есть он добавил за счет избирателей, которые критично относились к Зеленскому и имели национально-демократические убеждения, но не поддерживали Порошенко и были либо не определившимися, либо поддерживали других кандидатов.
"ДС" Если посмотреть на рейтинги партий и президентские рейтинги их лидеров, то разница в процентах очень невелика, и только у Зеленского на целых 10% больше, чем у его партии. Почему?
В.Ф. Вы называете число тех, кто определился в выбором. Таких всегда было 5-7%, если говорить о разнице рейтингов партии и президента к "Слуге народа" сторонники Зеленского относятся более критично, потому что они видят разные скандалы, там нет таких ярких, заметных фигур, которые вызывали бы симпатию. Все-таки электорат Зеленского — это электорат Зеленского, и тут присутствует традиционная история "царь хороший, бояре плохие". Упомянутые избиратели позитив ассоциируют с Зеленским, а какие-то негативные вещи — с его партией.
Но главным является рейтинг Зеленского, он и в дальнейшем будет играть решающую роль. Что касается партии, все равно ее рейтинг — это отражение рейтинга президента. И если сделать нормальный ребрендинг партии, очистить список от разных одиозных фигур, перед парламентскими выборами провести нормальную работу на местах, то ситуация с рейтингом "слуг" улучшится. Но в любом случае, для рейтингов Зеленского и его партии сейчас главный риск не Порошенко, а социально-экономическая ситуация.
"ДС" Означает ли провальный рейтинг "Слуги народа", что власть всеми силами будет реализовывать сценарий переноса парламентских выборов, чтобы они прошли после президентских? Насколько реалистична такая задача — наверное, многие нынешние парламентарии не откажутся лишний год подепутатствовать?
В.Ф. Эта тема дискутируется, то ли есть, то ли может быть обращение в Конституционный суд. Никто спешить с этим, во всяком случае, не будет, ведь пока "не горит". Ситуация двусмысленная, ведь формальный повод для обращения в КС есть: по букве Конституции выборы должны состояться в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Рады, то есть в конце октября 2023 года, но тут загвоздка с "пятым годом полномочий", и за это можно зацепиться. Никто не скажет, какое решение может вынести КС потому что мы не знаем, какой будет ситуация в самом КС через полгода, когда оттуда уйдут Тупицкий и ряд других судей, а главой может стать, скажем, Головатый.
Если говорить с точки зрения политтехнологии, все реальные политики знают, что для любого нового президента выгоднее, когда парламентские выборы проходят сразу после президентских, на волне деморализации проигравшей стороны и эйфории победившей, это отлично показал 2019 год. С другой стороны, ничего критичного и тем более катастрофичного в проведении парламентских выборов в октябре 2023 года нет. Конечно, мы не знаем, какая будет ситуация с рейтингами, но однопартийного большинства точно не будет. Вместе с тем возникнет противоречивая ситуация, когда все лидеры основных парламентских оппозиционных сил будут конкурентами на президентских выборах, и создать устойчивую, слаженную коалицию им будет сложно. Мы прекрасно помним, как Кучма в 1999 г. использовал противоречия внутри оппозиционной "каневской четверки", можно сыграть на этом и перед нынешними выборами.
"ДС" На вопрос КМИС, поддерживаете ли вы баллотирование Зеленского на второй срок, 62,5% респондентов ответили отрицательно. Нынешний президент в контексте второго срока любит говорить, что посмотрит на настроения в народе. Какую теперь придется использовать аргументацию?
В.Ф. Ответ очень простой, на самом деле. Тут ведь дело не в абстрактных ожиданиях и не в данных социологических опросов по поводу того, хотят баллотирования, или не хотят. Для президента и его команды важно будет другое: есть у него шансы на победу или нет. Если шансы будут, а 60% не захочет его баллотирования, тогда он все равно пойдет на выборы.
"ДС" Согласно опросу КМИС, проведенному 20-21 января, разница в президентском рейтинге между Зеленским и Порошенко заметно изменилась — была 9,5% (26,2 против 16,7), стала 2,6% (23,5 против 20,9). Означает ли это, что история с обвинением пятого президента в государственной измене начала работать совсем не так, как рассчитывали на Банковой?
В.Ф. Я не знаю, какие были ожидания на Банковой, но советоваться по таким делам, если речь идет об оценке фактических последствий, надо не с Татаровым, а с политологами, поэтому все достаточно закономерно. Часть национально-демократически настроенных граждан Украины увидели в Порошенко жертву, человека, которого несправедливо обвиняют, они решили сейчас отдать симпатии ему.
Что будет завтра, послезавтра — нет смысла загадывать, факторы могут быть самые разные. Сейчас сделали ставку на угрозу задержания, которая не реализовалась, этот фактор сыграл в минус для президентской команды с точки зрения диссонанса между ожиданиями и реальностью в лагере сторонников Зеленского. На Банковой ставка делалась на то, чтобы показать решительность власти, а получилось, наоборот, показать слабость правоохранительных органов.