Виталий Кулик: Разночтение Минских договоренностей Киевом и Вашингтоном может стать проблемой
Как на практике может выглядеть перспектива присоединения США к урегулированию в Донбассе, "ДС" поговорила с политологом Виталием Куликом
"ДС" В разговоре Зеленского и Байдена речь шла о "беспрецедентных санкциях", которые Запад применит в случае вторжения Путина в Украину, но об усилении поддержки боеспособности украинской армии официальные спикеры не сказали ни слова. Почему?
В.К. Во-первых, в США сейчас действующие программы военной поддержки Украине, предоставление летального оружия там тоже предусмотрено. Но то, на что мы рассчитывали, предоставление нового кейса для получения вооружений в случае угрожающей ситуации, не появилось, что действительно вызывает беспокойство.
Американские и украинские эксперты указывают на попытки Вашингтона создать определенные точки соприкосновения для запуска переговорного процесса между США и Россией. Путин и Байден вспомнили о необходимости прямого диалога и создании нового алгоритма в контексте урегулирования ситуации на Донбассе.
Ранее эти функции выполняли специально уполномоченные представители Госдепа, осуществлявшие челночную дипломатию между Вашингтоном, Киевом и Москвой, в частности Курт Волкер, Виктория Нуланд и другие.
Сейчас есть заявление России о возможности привлечения США в Нормандский формат, оно указывает на то, что стороны достигли принципиального согласия о перезапуске диалога. Соответственно, предоставление Киеву нового кейса военной помощи не входит сейчас в интересы США.
Это, конечно, вызывает у нас недовольство, о чем мы должны сказать своим западным партнерам. Понимаю, что у них свои национальные интересы, но есть и высокий уровень угроз со стороны России, о которых говорят в США. Потому здесь должна быть последовательность. Если они подтверждают опасность, то и ответ должен быть не только дипломатический и политический, но и материальный и военный.
Комментируя разговор президентов, руководитель офиса Зеленского Андрей Ермак сообщил, что США решили стать активным участником мирного процесса по урегулированию ситуации на Донбассе и это "может быть параллельный трек вместе с Нормандским форматом". Как может выглядеть подобная перспектива в практической плоскости? Вашингтону будет легче подталкивать Киев к выполнению минских соглашений?
В.К. Они и раньше имели инструментарий подталкивания нас к каким-либо решениям или обязательствам, которые были выгодны Вашингтону, несмотря на отсутствие их в Нормандском формате. Если они в него войдут, то должен быть либо пересмотр рамочного соглашения, либо промежуточный меморандум об их привлечении. Должен быть определен формат участия США в "Нормандии". Это, например, "четыре плюс один", или полноценное участие. Есть разные формы привлечения третьих сторон к переговорному формату. В частности, в вопросе урегулирования Приднестровского конфликта действует формат "пять плюс два". То есть пять участников переговорного процесса и два наблюдателя или ассоциированные участники.
Украину устраивали бы разные варианты участия в этом формате США, но если рассматривать полноценный вариант участия, то хотелось бы услышать в качестве кого. Будет ли это консультация на уровне Госдепа или участие администрации Байдена и самого президента в этом процессе. Если уровень присутствия США будет высоким, то это создает и определенные риски для Киева. Потому что любой переговорный формат с участием первого лица США предусматривает сухой остаток в виде документа, который придется выполнять Украине. И это будут не уточнения, не размытые формулировки, разночтения, а конкретный документ, фиксирующий обязательства, и где США тоже берут на себя обязательства в контексте урегулирования.
Тогда у нас вообще снизится поле для маневра, если интересы Киева и Вашингтона будут отличаться в вопросе этого урегулирования. Например, США и Москва решат урегулировать вопросы безопасности с РФ с обязательством США подтолкнуть Украину к реализации политического кейса минских бумаг. США могут надавить на Украину, не оставив ей поля для вариаций в этом вопросе. Это будет означать политическую выкручивание рук, увеличение напряжения, обвал рейтингов, угрозу досрочных президентских или парламентских выборов, ухудшение внутриполитической стабильности и т.д. А управляемость внутренними процессами со стороны Банковой достаточно низкая.
Да, США для нас сильный партнер, если позиции Киева и Вашингтона синхронизируются, но если у нас будут разные прочтения Минских договоренностей или разные представления об их логике, это может создать проблемы, поскольку Банковая еще не научилась твердо говорить "нет" нашим стратегическим партнерам для защиты наших интересов.
"ДС" Еще раз со стороны США прозвучали заверения, что Россия, мол, не имеет права вето на вступление Украины в НАТО. Но как эта ритуальная фраза де-факто влияет на нашу евроатлантическую перспективу?
В.К. Никак. На самом деле сценарий может быть таким: нам не говорят "нет", но появляется мораторий на включение новых членов в НАТО на 5-10 лет. Тогда возможность вступления в Альянс будет зависеть не от Украины, а сделать такой шаг могут члены НАТО коллегиально. Пока что окончательно ничего не решено, а для нас снятие вопроса интеграции в НАТО означает 300 голосов в Верховной Раде по изменениям в Конституцию, в нынешних обстоятельствах это невозможно.
"ДС" По вашему мнению, поднимал ли Байден вопрос антикоррупционных реформ в Украине, в частности данное Зеленским еще в сентябре обещание "немедленно обеспечить избрание нового главы САП", которое не выполнено до сих пор?
В.К. Не думаю, что упоминали о САП, скорее, речь шла о том, что есть пробуксовка в вопросе реформирования правоохранительных и антикоррупционных органов — это президенту было сказано.
"ДС" Можно ли назвать введенные США санкции против Портнова намеком на то, что Банковой стоит быть осмотрительнее в связях со "старыми кадрами" времен Януковича?
В.К. Речь шла не только напрямую о контактах Банковой с Портновым. Это человек, который связан с разными группами интересов, он проходит по делам, препятствующим американским интересам. Здесь речь идет о вмешательстве в американские выборы и о "пленках Деркача", к которым он имел прямое отношение вместе с самим Деркачем и Константином Куликом. Однако это не единственное, в чем его обвиняют, на нем стоит маркер "противника реформ".
Это сигнал Банковой о том, что нужно быть более разборчивыми в своих контактах и думать о сотрудничестве украинского правосудия с американским в части обвинений подсанкционных лиц, против которых возбуждены уголовные дела в США, в частности Игоря Коломойского.
Кроме того, если США прибегают к таким вещам, значит, внутриукраинские институты борьбы с коррупцией не работают. То есть существует определенное "домашнее задание" для Киева, которую Зеленский должен выполнить.