• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Зеленского подставляют приговором Стерненко — интервью с политологом Виталием Куликом

О "патриотическом развороте" в политике Банковой, суде над Медведчуком и ответственности за публичное отрицание русской агрессии "ДС" поговорила с политологом Виталием Куликом

Виталий Кулик
Виталий Кулик/ICTV
Реклама на dsnews.ua

"ДС" В последнее время Банковая нанесла несколько ударов по пророссийским политикам . Это больше желание побороться с ЕС за патриотический электорат или скорее торги с Москвой по Донбассу, где Медведчук выступает заложником?

В.К. Это комплексный вопрос, здесь нет однозначного ответа. С одной стороны, Медведчук стал серьезной проблемой для Банковой с точки зрения коммуникации с Москвой. Это не только вопрос урегулирования конфликта на Донбассе, это выход на Москву по многим вопросам двусторонних отношений, от газа к тому же Донбассу. Поэтому удары наносили, чтобы убрать не просто конкурента, а важный "тромб".

Кроме того, социология показывает достаточно мощное перетекание голосов от "Слуги народа" к ОПЗЖ, и те, кто колебался между этими двумя партиями и надеялся на мир, побежали к Медведчука и Левочкину. Соответственно растут рейтинги Бойко, появляется политическая перспектива Медведчука, и это все является вызовом для Зеленского и его окружения. Там считают, что "стреножив" ОПЗЖ через санкции в отношении Медведчука, можно остановить это перетекание. Наконец, еще одна причина в том, что Медведчук в представлении Банковой стоит за раскачкой политической ситуации, "тарифными площадями" и протестами ФЛП, и как бы отвечает за это значительно больше Порошенко, которого тоже считают виновным. По моему мнению, тарифные бунты не контролируются ОПЗЖ уже давно и то же касается ФЛП, однако у Зеленского считают именно так, о чем свидетельствуют месседжи, которые озвучивают провластные спикеры.

"ДС" На фоне других провальных кейсов, в первую очередь вакцинации, могут ли подобные инициативы остановить падение рейтинга Зеленского?

В.К. Падение его рейтинга и так остановилось, я не вижу катастрофического снижения рейтинга именно Зеленского. Есть спад политической силы, но есть "ядерный" электорат самого Зеленского, который в последние две недели остановил свое падение. То есть это сработало на первом этапе. К Зеленскому как к "меньшему злу" вернулась часть разочарованного электората, которая голосовала за него как за альтернативу Порошенко. Это неплохо для него, ведь начинается закрепление "ядерного" электората в центре Украины, особенно в городах, и математически-социологическое моделирование показывает, что этот сегмент он продолжает контролировать. Удастся ли удержать эти голоса — другой вопрос, потому что этот электорат требует ежедневного подтверждения правильного выбора, как, например движение в НАТО, ЕС, борьба с ОПЗЖ, украинизация.

"ДС" Приговор Сергею Стерненко торпедирует это ежедневное подтверждение, кажется. Если допустить неформальное влияние ОП на решение суда по Стерненко, то в чем его смысл? Или на суд влияли из другого центра, чтобы подставить Зеленского в его "патриотическом развороте"?

В.К. За присужденные Стерненко семь лет ответственность возлагают именно на президента Зеленского. Как по мне, это очень похоже на дело по убийству Шеремета, когда арестовали Антоненко, Кузьменко и Дугарь, за которых борется патриотическое сообщество. Так вот, это произошло сразу после Нормандского саммита в Париже, где якобы часть этого самого сообщества увидела в президенте отблеск адекватности и защиту украинских позиций. И вот после этого назначают виновных в деле, где доказательства шиты белыми нитками. Со Стерненко похожая история — президента подставляют. И судья по делу попался с "шлейфом", поэтому все это помогло "подвесить" Зеленского, я бы сказал так, ведь сейчас начнутся акции протестов националистов, будет раскачивание улицы.

Реклама на dsnews.ua

"ДС" Возвращаясь к "патриотическому тренду" Банковой. Как далеко готова зайти власть? Ждать нам уголовного дела против Медведчука, снятия с него неприкосновенности? Будет ли атака в целом на ОПЗЖ, а не отдельных ее представителей?

В.К. Я бы очень советовал президенту этим заняться, в частности, простимулировать правоохранительные органы для более активных действий против лиц из санкционного списка, в том числе их уголовного преследования, ведь признаки их преступлений очевидны даже для неспециалистов. Если есть обвинения в финансировании терроризма, то должно быть возбуждено уголовное дело, которое будет доведено до суда, конечно, со снятием неприкосновенности с Козака и Медведчука. Соответственно, может быть и подозрение Оксане Марченко, это связанные дела. Если Зеленский этого не сделает, то потеряет голоса, ему не поверят до конца, ведь будут контратаки со стороны ОПЗЖ. Поэтому президенту просто необходимо добивать ОПЗЖ всеми возможными способами.

"ДС" "Слуга" Елизавета Ясько предложила ввести уголовную ответственность за публичное отрицание факта российской агрессии, поддержку действий агрессора и участие в торжественных мероприятиях на территории страны-агрессора. Есть в этом законопроекте что-то, кроме патриотического пиара? Он сможет работать?

В.К. Он сомнительный с точки зрения свободы слова и может быть обжалован, в случае принятия, в международных судах, здесь Украина является заложником международных обязательств, которые взяла на себя, они не предполагали гибридную войну. Мы стали заложниками и собственной политики, начатой Порошенко, относительно не называния вещей своими именами, то есть войны войной. Такое неунормирование, отсутствие юридического статуса агрессии со стороны России создает проблемы для реализации этого проекта. Хотя я вижу достаточное для его принятия количество голосов. Это "Голос", частично "Батьківщина", ЕС и частично "Слуга народа" — этого должно хватить.

Но остается вопрос реализации. Уже сейчас мы имеем список компаний, к которым применены санкции, и среди них "Спортмастер", который спокойно работает. То есть каков механизм реализации санкций в отношении этой компании? Пока я его не вижу, хотя вопрос, почему эта компания вообще там оказалась, ведь обратили внимание на нее, а не на тот же "Новус", часть сети которого работает в Крыму и владельцы которого сейчас близки к Банковой.

"ДС" Похож ли этот проект на законодательство стран Европы и Израиля, криминализирующее публичное отрицание Холокоста?

В.К. Холокост признан геноцидом, есть соответствующие решения ООН, Нюрнбергского трибунала, законодательство запрещает отрицать Холокост в Германии, проигравшей войну. То есть здесь есть почва в международном праве. Относительно таких вещей, как геноцид армян в Турции в 1915 году и других геноцидов, в том числе Голодомора 1932-1933 в Украине, нет подобных определений, следовательно и применения уголовной ответственности за непризнание подобных явлений нельзя довести до такого уровня преследования, как при отрицании Холокоста. Что касается отрицания российской агрессии, если эта норма будет введена именно касательно публичного отрицания, то от этой нормы могут быстро уйти, уйдя в соцсети, путем цитирования рядовых граждан, которые будут транслировать подобный нарратив.

Кроме того, захочет ли Банковая столкнуться с проблемной реализацией этого закона? У меня есть такой вопрос. Тем более, что является публичным отрицанием — на странице в "Фейсбуке" человека, который, скажем, не является депутатом, но является ньюсмейкером, скажем, журналистом — это публичное отрицание? Я возлагал бы больше надежд на создание Центра противодействия дезинформации. Дискуссию по этому поводу начал бывший госсекретарь Мининформполитики Артем Биденко и "Детектор медиа", и именно такой центр как инструмент разоблачения фейков и контрпропаганды был бы эффективнее упомянутого выше законопроекта.

"ДС" В законопроекте предлагается создать новый рабочий орган при СНБО, который будет координировать санкционную политику. Получается, какие-то клерки в ручном режиме будут решать вопросы во внесудебном порядке, какие здесь есть риски?

В.К. Санкционный механизм сам по себе внесудебный, это вопрос национальной безопасности. И именно в рамках СНБО происходит координация санкционных механизмов — не только внутренних, но и внешних. Поэтому я полностью поддерживаю инициативу создать такую структуру, куда должны войти представители ведомств, ответственных за определенное направление санкционной политики, начиная от Минэкономики и заканчивая МВД и СБУ. Это элемент менеджмента санкций, и он очень логичен.

    Реклама на dsnews.ua