Вадим Денисенко: Худшее, что может быть с Зеленским, — померить завтра рейтинг и понять, что он не упал

О том, возможна ли в Украине коалиция национального единства и какие для нее должны сложиться условия, "ДС" поговорила с исполнительным директором Украинского института будущего Вадимом Денисенко

Вадим Денисенко

"ДС" Сейчас власти дезориентированы, они испытывают сильное давление как извне, так и внутри государства. Возможна ли в таких условиях коалиция национального единства вроде британской, созданной в 1940 году?

В.Д. Теоретически возможна. Прежде всего должна быть политическая воля и нужно, чтобы Зеленский согласился поделиться полнотой власти с другими политическими силами, чтобы иметь возможность принимать любые решения. Но это возможно только в том случае, если монобольшинство не будет применять право вето. Это, конечно, великое переформатирование всей системы власти и в готовность Зеленского к такому сценарию, честно говоря, не очень верится. Особенно учитывая вчерашнее обращение к народу, адресованное не столько народу вообще, сколько ядерному электорату самого Зеленского.

"ДС" Если будет формироваться коалиция национального единства, премьер может быть кандидатурой не от монобольшинства?

В.Д. Такая ситуация автоматически подразумевает, что премьером будет фигура не от монобольшинства, а компромиссная для большинства главных политических игроков в этом процессе фигура. Как говорил один американский судья, компромисс — это когда тебе кажется, что ты выиграл, но в то же время ты и проиграл.

Это должен быть равноудаленный и адекватный человек с большими полномочиями для компромиссного формирования команды, который мог бы получить большое доверие.

"ДС" То есть в теории к этому нужно привлечь все нынешние парламентские силы, кроме ОПЗЖ, которые будут делегировать в определенных пропорциях своих кандидатов в состав правительства?

В.Д. Здесь не обязательно надо соблюдать пропорции. Безусловно, если вдруг Тимошенко предложит одного человека, а Порошенко двух, на этой идее можно ставить крест. Должен быть не очень большой список людей — из 15-17 министров, — которые будут иметь право формировать команду своих заместителей. Ключевая проблема в том, что можно назначить гениального премьера уровня Кахи Бендукидзе, но он будет вынужден работать с министрами, которые могут быть креатурами тех или иных олигархов и будут нивелировать все усилия.

Это невероятно сложный процесс, который теоретически можно было бы пройти, если бы преследовали конкретные цели. Что очень важно: в первый же день формирования такого правительства нужно будет утвердить его программу, где будут прописаны вещи, которые он будет делать, и красные линии, за которые это правительство не сможет заходить. На самом деле это правительство переходного периода, которое должно в течение следующих шести-семи месяцев пройти между Сциллой и Харибдой. Как сказал Юрий Щербак, Сцилла – это российская агрессия, Харибда – расколы внутри общества.

"ДС" Оппозиции выгодно будет ответить на такое предложение Зеленского согласием?

В.Д. Все зависит от правил игры. Пока мы, конечно, можем вспоминать Черчилля и его коалиционное правительство. Но у нас нет Черчилля, у которого было большое доверие от короля в 1940 году и решимость пригласить в свое правительство, хотя и на незначительные роли, своих предшественников. К примеру, предыдущий премьер Чемберлен был членом правительства Черчилля, занимал должность лорда-председателя Совета. Это синекура, существующая с середины XVI века и имеющая скорее ритуальный статус. Но, тем не менее, он был членом правительства и согласился на должность, потому что за этим стоял вопрос не собственных амбиций, а выживание нации.

Когда мы говорим о коалиционном правительстве, есть несколько главных моментов. Первый момент – это относительная автономность такого правительства в кадровых вопросах, право на решительные шаги. Второй момент – это право на ошибку и возможность ее исправить. Хочу напомнить слова Лешека Бальцеровича о том, что главное право реформатора — право на ошибку. Если ты не ошибаешься – значит, ничего существенного не делаешь.

Третий момент – это право правительства на невмешательство извне в важные моменты его работы. Но все это должно быть в рамках условного коалиционного соглашения.

"ДС" Если у Зеленского не будет нужного понимания политического момента для создания правительства национального единства, какие у него еще есть варианты действий?

В.Д. У него есть два варианта. Первый – не делать ничего, и с высокой вероятностью в ближайшее время он будет действовать именно таким образом. Второй вариант – делать косметические изменения. Однако изменения, когда чиновника Х из одной бизнес-империи меняют на чиновника Y из другой бизнес-империи, честно говоря, ни к чему хорошему не приведут.

Теперь перед нами стоит несколько глобальных вызовов. Первый – экономический. У нас есть 12 млрд кубов газа, из них 6 млрд технологически невозможно поднять. То есть газа хватит условно до начала марта, если будет плохая погода. Ответа на вопрос о дефиците газа сегодня нет.

Второй глобальный вызов – это безопасность. Не буду на этом останавливаться, потому что об этом сказано больше, чем много.

Третий вызов – это недоверие внутри Банковой. Команда Зеленского все меньше доверяет друг другу и начинает если не работать на две стороны, то как минимум саботировать коллективные решения.

И четвертый вызов – это объединение всех перед угрозой. Сейчас пойдет грандиозная информационная волна и нам нужно консолидированное понимание общества, чтобы принадлежащие олигархам телеканалы правильно отвечали на вызовы.

"ДС" Вы отметили, что внутри команды Зеленского царит недоверие. Решение Печерского суда по Порошенко усилит центробежные процессы и "броуновское движение"?

В.Д. Само по себе это решение является одним из звеньев большого пути. Все зависит от дальнейших шагов Зеленского. Если он поймет, что ситуация начинает выходить из-под контроля и нужно делать определенные резкие, в том числе кадровые шаги, то сможет отрегулировать ситуацию. Если этого не сделает, она будет только ухудшаться.

Само по себе это решение очень важно и может стать вехой. Но опять-таки будем смотреть на шаги власти. Можно сказать, что народ и оппозиция еще не нажали на курок, а только его взвели.

Хуже всего, что может быть с Зеленским, это завтра померить социологию и понять, что рейтинг не упал. Так что можно успокоиться. Возможно, после 19 января его рейтинг и не упадет, и даже не будет ощутимо колебаться. Но вопрос сейчас не в рейтинге, а в вещах гораздо более глубоких и значимых для общества.