Тарас Жовтенко о том, почему в Украине до сих пор нет посла США и может ли Конгресс не признать Путина президентом
О российско-американских отношениях и месте Украины в них "ДС" пообщалась с директором Центра исследований проблем нацбезопасности Тарасом Жовтенко
"ДС" Конгрессмен-демократ Стив Коэн и конгрессмен-республиканец Джо Уилсон зарегистрировали проект резолюции, согласно которой Путина после 2024 года не признают президентом России. Есть ли голоса за ее принятие? Насколько далеко может зайти раскол между Конгрессом и Байденом по поводу отношений с Россией?
Т.Ж. Эту инициативу можно рассматривать как один из вариантов реакции Конгресса США на сегодняшние действия со стороны РФ. Это и подталкивание Беларуси к активизации миграционного кризиса, и накопление войск на украинском направлении. Таким образом США пытаются надавить на московское руководство по разным сценариям. Это не только Белый дом и Госдепартамент, но и американский парламент, тоже желающий приобщиться к активным действиям во внешней политике.
Судьба этой инициативы зависит от взаимоотношений демократов и республиканцев и уровня противостояния в американском парламенте. Республиканцы могут попытаться довести эту инициативу до логического завершения.
Россияне, учитывая, что они сейчас делают, хотят договориться хотя бы об онлайн-встрече с Байденом. Понятно, что пока такой разговор не состоится, ни в Сенате, ни в Конгрессе эту инициативу серьезно рассматривать не будут.
Мы понимаем, что Россия оказывает давление сейчас на союзников США в Европе, как и весной, шантажируя их усилением военного контингента на границе с Украиной, а теперь и мигрантами. И здесь все будет упираться в то, что противопоставит России Байден как президент США. То есть сейчас преждевременно говорить, каким может быть раскол между Байденом и Конгрессом до окончания переговоров. На сегодняшний день эта инициатива остается лишь политическим и символическим инструментом давления на Россию, во что он трансформируется дальше, покажет развитие событий.
"ДС" Какая условная группа в Вашингтоне сейчас сильнее — "ястребы" или "голуби", которые не хотят отягощать отношения с Москвой, чтобы не ускорять ее сближение с Пекином?
Т.Ж. Из того, что мы в последнее время видим, в частности, заявления министра обороны США во время пребывания в Украине, пока в Вашингтоне занимают мягкую позицию. Но опять же, изменение этой позиции будет связано с результатами хотя бы минимального диалога между Россией и США. Можно упомянуть, что Байден еще в администрации Обамы был сторонником осторожного отношения в отношениях с РФ. Поэтому он может склоняться к подходу так называемых "голубей". Но понятно, что все будет зависеть от поведения России в ближайшее время.
"ДС" Подпишет ли Байден принятую Конгрессом поправку в отношении оператора "Северного потока-2" — компании Nord Stream 2 AG?
Т.Ж. Здесь все будет зависеть от упомянутых обстоятельств, а подход к России со стороны США и всего Запада должен быть комплексным. Нецелесообразно рисковать и выделять вопрос "Северного потока-2" в какой-то отдельный кейс. Скорее всего, Байден подпишет эту поправку.
"ДС" Каково нынешнее место Украины в игре "ястребов" и "голубей" в Вашингтоне? Имеем ли мы возможность как-то влиять на общую расстановку сил?
Т.Ж. С одной стороны, Украина сегодня является очень серьезным аргументом в противостоянии двух упомянутых групп влияния внутри администрации Байдена. Но, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, какой шлейф имеет Украина во внутренней политике США. Это и коррупционные скандалы с "Бурисмой", и потенциальное негативное влияние на президентские выборы, которое имело место из-за некоторых украинских актеров, косвенно и прямо.
Поэтому ни одна из упомянутых групп не будет злоупотреблять аргументом Украины. Кстати, экс-президент Трамп сейчас развивает серьезную активность, готовясь к предстоящим выборам, и любой информационный повод со стороны Киева в этом контексте может быть использован в предстоящей политической борьбе за пост президента. Поэтому мы являемся весомым фактором в борьбе "ястребов" и "голубей", но обстоятельства во внутренней американской политике очень ограничивают нас в активных действиях.
"ДС" Почему до сих пор у нас нет посла США, хотя неоднократно появлялась информация, что решение "вот-вот" будет принято? Кто имеет наибольшие шансы занять этот пост?
Т.Ж. Здесь трудно сказать о шансах отдельного кандидата, но если говорить о том, почему до сих пор посол не назначен, это вопрос внутренних отношений между упомянутыми группами. Мое впечатление, что кандидат, предложенный Трампом, Кит Дейтон очень хорошо понимает и знает нашу ситуацию, он мог бы быть идеальным вариантом, особенно в нынешних условиях. Однако проблема в том, что этот кандидат ассоциируется с бывшим президентом.
Поэтому назначение будущего посла остается вопросом борьбы между группами "ястребов" и "голубей". В первую очередь среди правящей части политической элиты США, но и, безусловно, Конгресс с Сенатом тоже будут играть в эту игру. Потому что американские институты здесь стараются действовать синхронно.