Сергей Галака: Отключение от SWIFT и нефтяное эмбарго против России — на столе у Байдена
О возможных новых санкциях США против России, ответе Кремля и позиции Европы в этой ситуации "ДС" поговорила с профессором Института международных отношений Киевского университета Сергеем Галакой
"ДС" Чиновники администрации Байдена закончили проверку нарушений России (вмешательство в выборы США и хакерская атака SolarWinds) и теперь могут применять санкции. Насколько американцы готовы повышать ставки в противостоянии с Россией?
С.Г. Я думаю, что даже окружение Байдена до конца этого не знает. Это же целая совокупность проблем. Если Россия чего-то резкого не сделает, я не думаю, что будут резкие действия со стороны Байдена. Для него сейчас приоритет — это внутренняя политика, пандемия, попытки погасить раскол, возникший в обществе, экономические проблемы, которые надо решать. Но если его заставят, тогда что-то будет делать. Радикальные санкции типа SWIFT или еще хуже для России — нефтяное эмбарго - теоретически на столе, но мы не знаем, насколько они готовы на это пойти.
"ДС" А могут быть против ближайшего окружения Путина санкции?
С.Г. Да, могут. Это ему будет неприятно и вызовет определенный внутренний раздрай.
"ДС" Чем может ответить Москва?
С.Г. России нечем ответить, кроме бряцания оружием, причем не доводя до большого конфликта, потому что у них реально ничего нет. Американцы могут запретить каким-то ключевым людям из окружения Путина ездить в США, заморозят на время их активы, банковские вклады, собственность. А что может Россия? Разве у Трампа есть пару миллиардов где-то в российских банках или у Байдена? Нет. Вот и все. Зеркального ответа у них нет. Они будут только пугать, будут провокации устраивать, возможно, что-то сделают если не против Украины, то в Сирии или еще где-нибудь.
"ДС" Каким образом повышение ставок в углублении конфликта США и России может отразиться на Украине?
С.Г. Мы не знаем, что в голове у Путина. Возможно, опять какую-то авантюру затеет, возможно, просто будет пугать, давить. У него такая тактика, наезжает в стиле "держите меня за руки семь, а я человек с гранатой без чеки". А на самом деле кто знает, как далеко он готов зайти. Он понимает, что это ударит и по его окружению, и по нему самому, семье, если это далеко зайдет. Сейчас идет игра нервов.
Активность России у украинских границ, переброски войск из Уральского, Восточного и Сибирского округов — это плохой признак, демонстрация решимости. Говорят, что у них у наших границ 28 батальонно-тактических групп. Каждая группа от 600, при усилении до 1000 бойцов с хорошим техническим обеспечением. Это боеспособные части, но их не так много. А вот если они удвоят численность и подтянут сюда части ВДВ, это уже ударный кулак, что может свидетельствовать о каких-то реальных планах.
Они тестируют, если увидят, что цена вторжения будет высокая, не полезут. Я думаю, что они не отважатся и сделают вид, что и не собирались. Это же не первый раз, просто в этот раз оно совпало со всеми другими проблемами внутренними и в России, и в Соединенных Штатах. Поэтому такое напряжение. Вероятность широкомасштабного конфликта пока я не считал бы очень высокой. Хотя исключать ничего нельзя.
"ДС" А как отнесется к усилению противостояния между Москвой и Вашингтоном нынешний "адвокат" России Эмманюэль Макрона?
С.Г. Франция всегда занимала особую позицию. Макрон, когда стал лидером Франции, пытался быть арбитром, посредником, но у него пока ничего не получилось. Вряд ли Франция будет готова выступить против американских санкций. Все-таки трансатлантическая солидарность сейчас будет в тренде, американцы поставили ее приоритетом номер один в своей внешней политике. Поэтому, я думаю, Франция получит свой интерес в чем-то другом, с поддержкой американцев, и Париж не пойдет на конфронтацию.
"ДС" В этом году у Путина на носу выборы в Госдуму. Может, он хочет маленькую победоносную войну?
С.Г. Я думаю, если начнутся боевые действия, то выборы или отменят, или перенесут. Ведь тогда вводится чрезвычайное положение, а выборы в чрезвычайное положение не проводятся по Конституции. Как у них, так и у нас. И то, что они пытались сделать в 2014 году, сейчас будет иметь гораздо большую цену. Могут ли они нашу армию победить? Могут. В Киев могут прийти? Могут, могут и во Львов. А что потом делать с этой страной, 40 с чем-то миллионов, как ее держать под контролем? Проводить всеобщую мобилизацию, но понравится ли это россиянам? А гробы тогда пойдут домой, потому что будут стрелять по ночам по их патрулям, и так далее. Какой-то широкой пятой колонны в Украине уже нет, и они об этом знают. На лояльность широких слоев населения они не могут рассчитывать.
"ДС" Кроме анонса новых мер против России, США создают должность спецпосланника по остановке "Северного потока-2". Зачем, чем это мощнее санкций?
С.Г. Там очень сложная ситуация. Я думаю, что они давно уже ввели бы широкомасштабные убийственные санкции против "Северного потока-2", но Байдена сдерживает позиция Германии. Она хочет стать газовым хабом, а Байден хочет с Германией улучшить отношения. В долгосрочных интересах у американцев есть заинтересованность остановить поставки газа Россией, потому что это конкурент по сжиженному газу, который Америка начинает производить и поставлять в различные регионы мира. Они говорят о политической зависимости от России, а кроме того, есть еще экономический интерес. Просто сжиженный газ будет дороже, чем из "Северного потока". Байден пытается обеспечить для американских компаний какой-то рынок, но одновременно хочет с Германией помириться, это балансирующая политика.
"ДС" Введение этой должности не ослабит поддержку санкций против России Германией?
С.Г. Вряд ли. Меркель досиживает последние месяцы, будут выборы в сентябре, уже определен ее преемник от ХДС. Я думаю, что США хотят скоординировать санкционную политику, создать новый механизм влияния на Германию. Насколько это будет удачно использовано, посмотрим.
"ДС" Каким образом отреагируют на инициативу Вашингтона по "Северному потоку-2" другие европейские страны?
С.Г. Испанцы, итальянцы не имеют такого интереса в российских поставках газа, как Германия, они от этого не выигрывают экономически, поэтому и реагировать не будут особо. Польша будет точно поддерживать любые инициативы против газопровода, так как они теряют, как и Украина, транзит и деньги от него. Российский газ же, пройдя по территории Украины, раздваивается потоками: на юг через Венгрию и на север через Польшу в Германию. Вообще, есть какая-то закулисная игра, которая мне не очень нравится, в которой Германия видит свой интерес экономический, Россия на этом играет, возможно, кого-то подкармливает в Берлине.