• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Руслан Габбасов: На этот раз у башкиров все получится и мы станем независимыми от России

Башкирские националисты готовят военных и готовы выкуривать Путина как крысу из секретного бункера под "Плохой горой"

Башкиры в национальных одеждах
Башкиры в национальных одеждах
Реклама на dsnews.ua

До полномасштабного вторжения России в Украину вопрос о независимости коренных народов РФ был преимущественно внутренне российской темой. После 24 февраля 2022 года национальные движения порабощенных Кремлем народов активизировали свою деятельность, пытаясь использовать исторический шанс — обрести независимость, пока Москва увязла в войне против Украины.

"ДС" поговорила с главой Комитета башкирского национального движения за границей Русланом Габбасовым о том, почему национальным элитам тюркских и финно-угорских народов не удалось объединиться в 1917 году, и действительно ли у них есть "второй шанс", о башкирских национальных батальонах, готовых воевать как за Москву, так и против нее, а также башкирское Межигорье под "Плохой горой", где может быть расположен секретный бункер Путина.

Руслан Габбасов
Руслан Габбасов

"ДС": Руслан, что именно современные патриоты Башкортостана черпают из своей истории? И что стоит об этом знать рядовому украинцу?

Я не люблю слово "патриот". В моем понимании националист выше патриота. Националист – это человек, который любит и уважает свою нацию, культуру, традиции, язык. Не ставит свой народ выше других, но и не считает его ниже других. Это человек, готовый отдать жизнь за свой народ, родину.

В свое время у нас был исполняющий обязанности муфтия Республики Башкортостан Айнур Арсланов. Как-то на одном из своих выступлений он сказал: "Три книги каждый башкир должен обязательно прочитать и они должны быть у него дома. Первая, это Коран, вторая – эпос "Урал-батыр" и третья – воспоминания Ахмет-Заки Валиди ( лидера башкирского национального движения начала XX века, основателя первой башкирской республики – "ДС").

Башкирское национальное движение началось с того момента, когда мы оказались в составе Российской империи, когда нас начали ограничивать в правах, пытались христианизировать, забирать наши земли. Башкиры поднимали множество восстаний, большинство из которых были успешными. Мы в свое время даже добились независимости. Как говорит находящийся в заключении один из лидеров сегодняшнего национального движения Айрат Дильмухаметов, башкирская история и является нашей политикой.

Реклама на dsnews.ua

Обычному украинцу, мало знакомому с башкирами, с национальным движением башкир, следует знать, что башкиры всегда боролись за независимость, помнили, что мы не русские, совсем другой народ, с другой религией, языком, культурой, менталитетом и мы никогда не станем россиянами. Мы будем использовать любую возможность стать независимыми. Сейчас у нас открывается окно возможностей, и мы, оценив весь наш опыт, все наши знания, надеемся, что на этот раз все получится.

После переворота 1917 года в Поволжье и на Урале обсуждалась идея создания казахами, башкирами и татарами единого государства. Почему концепция объединения местных национальных элит так и не обрела тогда реального воплощения?

Да, после 1917 года дискутировали о будущем проекта "Штат Идель-Урал" на территории шести современных национальных республик: Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Мари Эл, Мордовии и Удмуртии. Но тогда была только Башкирская республика – Республика Башкурдистан. Это первая из действующих на территории РФ национальных республик — она была создана на общебашкирском курултае. Остальные республики были созданы уже декретами советской власти, как, например, республика Татарстан.

"Штат Идель-Урал" был сперва чисто татарским проектом. Его идеологи Садри Максуди и Гаяз Исхаки хотели, чтобы башкиры вошли в "Штат Идель-Урал", однако рассматривали башкир как часть татарского народа. Ахмет-Заки Валиди, лидер башкирского национального движения, заявил, что его народ не будет объединяться ни в какие "штаты", а будет отдельным государством. Башкиры не хотели, чтобы их поглотил более многочисленный народ.

К тому же, татары хотели создать национально-культурную автономию, а не территориальную, ведь их представители проживали фактически по всей центральной России, от Нижнего Новгорода до Сибири. И им было невыгодно замыкаться в каком-нибудь одном территориальном образовании. Впоследствии татары пытались сделать ставку на "Штат Идель-Урал", но башкиры уже создали свою республику и 15-тысячную армию, активно участвовавшую в войне на стороне белого движения.

Также мы могли быть в одном государственном образовании вместе с казахами, но те создавали свою республику. На тот момент для создания республики "созрели" только башкиры и казахи.

Территории, которые могли войти в проект "Штат Идель-Урал"
Территории, которые могли войти в проект "Штат Идель-Урал"

"ДС": В 2010-х годах в Татарстане появился лозунг "Без булдырабиз!" ("Мы можем!"). В 2018 году председатель Башкортостана Радий Хабиров провозгласил: "Без якширак булдырабиз!" ("Мы можем лучше!"). Башкортостан до сих пор смотрит на соседний богатый Татарстан с определенной завистью?

Башкиры и татары — два родственных тюркских народа, их языки практически одинаковые. Это два мусульманских народа, у которых культура практически идентична, много общего в истории. И эти два народа всегда соперничали друг с другом, как двоюродные братья. Муртаге Рахимову, первому президенту Башкортостану, принадлежит фраза: "Можно проиграть любому, кроме татар". Это о том, насколько шутливый характер носит наше соперничество.

В начале 90-х стартовые возможности у нас были практически одинаковыми. Башкортостан, возможно, даже опережал соседа в некоторых моментах. В 2000-х мы начали уступать Татарстану, потому что в него больше вкладывала Москва. К тому же, Татарстан смог сохранить ключевые республиканские предприятия, башкирам же это не удалось. Нас заставили что-то продать, что-то отжали. Башкортостан потерял раньше всех свои атрибуты как республики: с нами не подписали федеративный договор, в 2014 году у нас отменили должность президента. И сегодня Башкортостан действительно уступает Татарстану, хотя обе республики находятся в удручающем положении. Сегодняшняя политика Рустама Минниханова (глава Татарстана – "ДС") свидетельствует о том, что все республиканские активы Татарстана будут отданы Москве легко и без боя.

Поэтому сравнивать Татарстан и Башкортостан сейчас не стоит. Татарстан больше зарабатывает, больше производит, но больше отдает, у него больше забирают. К сожалению, Татарстан и Башкортостан – это бесправные сырьевые колонии. Нам следует прекращать гоняться друг за другом, оставить оскорбления в прошлом. Сейчас нужно объединять усилия, чтоб противостоять Москве.

"ДС": В 1923 году появился литературный башкирский язык, введенный на основе арабской графики. В 1930-е годы начали использовать латиницу, а с 1940 года – кириллицу. Что вы думаете о возможном возвращении к латинке? Насколько активно сейчас вообще используется башкирский язык?

У мусульман Поволжья и всей Средней Азии раньше был единственный язык – "тюрки", а на письме использовали арабскую графику. После прихода советской власти арабскую вязь заменила латиница, а впоследствии кириллица. Сделано это было для того, чтобы приблизить башкир, татар и другие народы к русским, чтобы шла постепенная ассимиляция.

Мы (Комитет башкирского национального движения за границей – "ДС") в своем проекте будущего и независимого Башкортостана заявили о том, что намерены впоследствии перейти на латиницу. Мы совещались с лингвистами, филологами – они говорят, что сначала следует сохранить кириллицу, подтянуть уровень знания языка среди башкир, а потом уже проводить реформу перехода на латиницу.

Сегодня треть башкир практически не владеет своим родным языком. Нас, как и татар с чувашами, спасает только то, что мы достаточно большие народы (общее количество башкир оценивается в 1,5 млн человек — "ДС"), а у таких народов, как калмыки, буряты, все очень плохо.

Дело в том, что удары по национальным языкам наносились постепенно и методично. Цель путинской власти – вообще уничтожить эти языки. Сначала убрали региональный компонент, то есть национальные республики лишили права самим печатать учебники по истории, литературе, культуре и преподавать эти предметы в местных школах. Все учебники должны были проходить цензуру в Москве, а историю и культуру Башкортостана как отдельную дисциплину убрали и включили в историю и культуру России.

Следующий удар был нанесен, когда Единый государственный экзамен обязали сдавать только на русском языке. Это был самый сильный удар. Ранее в 11 классе такие предметы, как физика, химия, алгебра, геометрия, даже иностранные языки, преподавались на башкирском языке. С введением Единого экзамена даже в глухом башкирском селе дети только до 5-го класса учатся на башкирском, а затем переходят на русский.

Поэтому большинство башкир владеют родным языком только на бытовом уровне, а это, как говорят лингвисты и филологи, лишь 20-30% всего языка. Технические, научные термины, названия флоры, фауны сейчас можно выразить только на русском. На башкирском они тоже есть, но их не используют в образовании.

В 2017 году последовал еще один удар, когда Путин заявил, что русские дети не обязаны изучать национальные языки республик. Сейчас, чтобы изучать в уфимской школе, столице Башкортостана, башкирский язык, следует получить согласие родителей 6-7 учеников, иначе этот язык не будут изучать.

"ДС": В чем разница между "башкиром" и "башкортом"?

Слово "башкир" – это название, которым нас называют русские. Мы же называем себя "башкортами", это наше самоназвание. Сейчас в башкирском национальном движении закрепились понятия "башкорты" и "башкирцы". Башкирцы – это башкиры, которые служат московскому Кремлю. Башкорты – это свободолюбивые сыновья своего народа, которые всегда боролись против Кремля, против оков империи.

Флаг организации "Башкорт"
Флаг организации "Башкорт"

"ДС": Самые яркие примеры современного противостояния башкир Москве — конфликты с "Башкирской содовой компанией". В 2011 году башкиры отстояли шихан Торатау, который пытались отдать под разработку, а в 2020 году общероссийскую огласку получило противостояние вокруг шихана Куштау. Однако эти противостояния не переросли в мощное национальное движение. Почему?

В свое время шиханы имели сакральное значение. Еще сто лет назад в эти горы было запрещено ходить не по башкирам, и даже им подниматься на шиханы можно было только с разрешения совета старейшин-аксакалов. Но сейчас шиханы не имеют такого культового значения для башкир.

Если говорить о событиях на Таратау и Куштау, то сперва это была экологическая акция, а не политическая. Многие боятся связываться с политикой, не понимают ее, сторонятся. А вопрос экологии более безопасен, люди здесь четко различают черное и белое. Понимают, что, защищая окружающую среду, они защищают здоровье своих детей.

К тому же, в условиях 2020 года эта акция была обречена на провал, поскольку Россия была крепкой. Она и сейчас очень жестко держит бразды правления в регионах: ФСБ, МВД, Росгвардия по первому звонку приедут и упакуют всех подряд.

Поэтому все понимали, что никакое национальное движение там не могло возникнуть. Однако с уверенностью можно сказать, что там возникли первые зачатки башкирской политической нации, в которую входят все народы, которые называют Башкортостан своим домом.

"ДС": Поддерживает ли национальная башкирская элита идею независимости? И существует ли у башкирского национального движения свое правительство в изгнании, как, например, у татар?

Среди башкир идея независимости Башкортостана очень популярна. Однако в нашей республике живут другие народы – русские, татары. Часть татар поддерживает независимость, другая часть – нет. Русские в подавляющем большинстве выступают против.

Национальная башкирская элита и основная часть интеллигенции выступают за независимость страны. Открыто не все говорят об этом. Особенно те, кто находится в республике. Есть люди, которые не выражают свое мнение, молчат, и это молчание тоже свидетельствует о поддержке, поскольку национальная башкирская элита меня уже давно раскритиковала бы в своих статьях или интервью.

У нас создан Комитет башкирского национального движения за границей. На состоявшемся онлайн съезде был избран состав Комитета, где руководителем избрали меня. В этом органе у нас есть несколько отделов: экономический отдел, отдел, занимающийся развитием языка, отдел культуры, межконфессиональных отношений. Недавно возникло военное отделение.

"ДС": В украинских СМИ появилась новость о формировании в составе ВСУ башкирского батальона. Участвует ли это подразделение уже в боевых действиях?

Комплектование башкирских вооруженных формирований пока только начинается. Создать национальное подразделение в Украине, если честно, очень сложно. Для этого нужно пройти множество проверок, согласований. Мы, конечно, будем участвовать в составе ВСУ в боях за Украину, потому что нам нужно, чтобы наши бойцы имели боевой опыт.

Батальон возглавит Ильшат Кинзябаев. Он не военный по специальности. Получил политическое убежище в Германии, оставив Россию после преследований. А сейчас вызвался приехать в Украину и прямо там начать формировать башкирские батальоны. Он молод, амбициозен, сторонник независимого Башкортостана.

Думаю, в будущем мы обрастем военными кадрами, офицерами. У нас они есть, но сейчас находятся в подполье в Башкортостане — не хотят уезжать, предпочитая ждать "Часа Х". Но часть будет ехать в Украину и будет участвовать в войне против России.

"ДС": С другой стороны, нынешние власти Башкортостана еще в прошлом году сформировали два батальона для участия в войне России против Украины – это батальоны имени Александра Доставлатова и Минигали Шаймуратова. Есть ли хотя бы приблизительные данные по поводу того, сколько граждан Башкортостана погибло в Украине, воюя в интересах Москвы?

Башкортостан, к сожалению, по последним данным вышел на третье место по количеству погибших среди российских регионов. Число погибших перевалило за тысячу, это очень грустно. И это, конечно, только официально признанные потери.

Я знаю более ста человек из Башкортостана, которые находятся в плену. Этих пленных не меняют, в то время как тех же москвичей и жителей Московской области в плену в три раза меньше.

Если в начале войны в такие национальные батальоны шла молодежь, то сегодня это те, кому за 40 и 50 лет. Эти люди воспитаны во времена советской власти, это "ватники", пропитанные путинской пропагандой.

В целом, люди очень негативно относятся к прокремлевским национальным батальонам, особенно когда их называют именами башкирских героев. Не любят тех, кто производит наборы в эти подразделения. Люди понимают, что ничего хорошего эта война не несет, каждый день возвращаются в страну десятки трупов. Негативное отношение растет, и я думаю, что пик рано или поздно наступит.

Башкиры, участвующие в российско-украинской войне на стороне РФ
Башкиры, участвующие в российско-украинской войне на стороне РФ

"ДС": Межгорье – единственный населенный пункт в Башкортостане, имеющий статус "Закрытого административно-территориального образования". Есть много версий по поводу цели секретного объекта под горами. Писали о базе стратегических ядерных ракет, о подземном складе новейшего вооружения, о бункере на случай ядерной войны – так называемой "альтернативной столице на 3 тыс. человек", даже о том, что это и есть "секретный бункер Путина". Что вам известно об этом объекте? Действительно ли в Башкортостане может скрываться Путин?

Я общался с людьми, которые строили этот город еще при Советском Союзе, затем строительство заморозили и завершили его уже при Путине. Кстати, название скалы Ямантау, под которой расположен бункер, переводится как "Плохая гора".

Город этот рассчитан не на три тысячи человек, а, я бы сказал, на 30 тыс. Там, говорят, есть целые подземные улицы, обеспечение свежим воздухом через прорубленные шахты, есть подземные воды, которые могут обеспечивать жителей города постоянным водоснабжением. Кроме того, там под землей залиты огромные бетонные стены. Мы считаем, что там есть и ядерное оружие.

Путин в случае опасности может уехать туда. Для Башкортостана с одной стороны это риск, потому что если начнется ядерная война, он подставляет нашу республику, которая может стать объектом удара ядерных боеголовок Запада. С другой стороны, это ключ к тому, что если мы восстанем, мы сможем как крысу его оттуда выкурить, достать и сдать его международному суду. А сам этот город потом планируем сделать музеем.

    Реклама на dsnews.ua