Ростислав Смирнов — о фильме "Незавершенный полет. История Дениса Монастырского" и переговорах с Netflix
В первую годовщину гибели министра внутренних дел Дениса Монастырского на экраны выйдет лента, посвященная его памяти
Более 40 интервью с коллегами, друзьями и родными Дениса Монастырского легли в основу фильма "Незавершенный полет", который выйдет на экраны 18 января, в день гибели экс-министра. Среди спикеров – Валерий Залужный, Кирилл Буданов, Руслан Стефанчук, Денис Шмигаль, Жанна Монастырская, Алексей Резников, Михаил Федоров, Игорь Клименко, Антон Геращенко, Виктор Андрусов, Александр Мартыненко и многие другие. Денис Монастырский был нетипичным украинским чиновником. Он восхищался восточными культурами и любил ходить в горы, собственноручно восстанавливал архитектурные памятники. "Денис Монастырский стал уникальным явлением в украинской системе власти, а его команда, часть которой погибла вместе с ним в авиакатастрофе, фактически воплощала необычную для украинской власти идею нравственного лидерства", — отмечают авторы фильма, созданного на средства дружественного краудфандинга.
"Деловая столица" расспросила одного из авторов фильма Ростислава Смирнова, соучредителя батальона "Добробат" и советника эксминистра, о том, когда появилась идея снять ленту и насколько тяжело было над ней работать.
— Какую цель вы ставили перед собой, инициируя создание этой картины?
— У нас сегодня немало павших героев и страна должна помнить о них. Именно их именами должны называть улицы украинских городов, им должны ставить памятники. О них должны знать, ведь страна, не знающая своего прошлого, не стоит будущего. Поэтому после трагической гибели Дениса мы решили снять ленту, которая бы показала, в частности, и его вклад в отражение широкомасштабного вторжения, ведь сам он был человеком непубличным. Он предпочитал действия, а не публичные выступления. Многие вспоминают о Монастырском как о хорошем и светлом человеке, однако мало кто знает, насколько много он успел сделать за полтора года на должности министра внутренних дел. Мало известно и о роли МВД в освобождении Киева, и во время осады Мариуполя, и в освобождении заложников (Монастырский участвовал в операции по обмену пленными, в рамках которой было возвращено 215 украинских защитников, в том числе более 100 бойцов и командиров "Азова" — "ДС"). Нашей целью было показать, каким на самом деле был Денис Монастырский и почему политики именно такого формата нужны Украине.
- Именно поэтому основными образами в картине стали "нравственный камертон" и "политик ближайшего будущего"?
— Для меня Денис действительно был нравственным лидером. Как это будет воплощено в фильме — вопрос к продюсерам, а моей задачей было показать его жизненный путь, каким он видел свое предназначение. Для этого провели несколько десятков интервью — возможно, не все войдут в финальную версию фильма, однако они позволили создать целостный образ. Мы задавали довольно откровенные вопросы команде Монастырского, его близким, товарищам, а также чиновникам, участвовавшим в обороне страны и других совместных операциях с МВД.
Работать над лентой эмоционально было очень тяжело. В фильме можно будет увидеть и мои эмоции, и слезы спикеров, когда мы упоминали Дениса. Один из самых трудных психологически моментов – интервью с женой Дениса Жанной. Я тогда попросил команду нас оставить и мы общались один на один.
— Отражена ли в фильме трагедия, произошедшая 18 января 2023 года, когда Монастырский погиб в авиакатастрофе?
— Конечно, этому посвящены отдельные фрагменты. Однако мы избегали каких-либо обвинений — не хочу превращать фильм памяти в журналистское расследование.
Ведь наша задача — чтобы максимальное количество людей узнало фигуру Дениса Монастырского и то, как много он успел сделать, какова его заслуга в том, что страна смогла устоять перед российским нашествием.
Фильм будет в открытом доступе на Youtube, Megogo, также мы ведем переговоры с Netflix, чтобы сделать более расширенную версию, возможно, в виде сериала. Чтобы еще больше людей узнали Дениса Монастырского. Это и есть моя цель: увековечить его память таким образом.