Обуздает ли Зеленский судей с помощью нового Высшего совета правосудия — интервью с Романом Куйбидой

Об соответствующем президентском законопроекте и его оценке Венецианской комиссией "ДС" поговорила с заместителем председателя правления Центра политико-правовых реформ Романом Куйбидой

Роман Куйбида / УНИАН

"ДС" Несколько месяцев назад Владимир Зеленский внес в Раду законопроект №5068 о конкурсном отборе и проверке на порядочность членов Высшего совета правосудия, а на днях Венецианская комиссия опубликовала приверженое заключение по этому документу. Проектом предусмотрено создание Этического совета, который должен проверять кандидатов в члены ВСП — поможет ли это улучшить неутешительную ситуацию в судах?

Р.К. Если исходить из заключения Венецианской комиссии, то композиция Этического совета и способ принятия им решений, определенный в законопроекте, может не привести к какому-то видимому результату. Поэтому Венецианка предложила некоторые усовершенствования. Например, это касается вопроса назначения членов Этического совета — их по проекту должен назначать глава ВРУ, который одновременно может быть оцениваемым советом лицом, поэтому блокировать назначения его членов и так далее. Венецианка взамен предложила, чтобы членов Этического совета назначал глава Верховного суда или председатель Высшего антикорсуда.

Относительно способа принятия решений советом, то в законопроекте предлагается считать их принятыми, если "за" проголосовали не менее четырех членов совета из шести, в том числе все три представителя международных организаций. Но может быть паритет между обеими частями совета (три на три), что даст возможность судейской части блокировать любые решения. Венецианская комиссия порекомендовала в таком случае проводить повторное обсуждение вопроса и еще одно голосование. Если во время этого голосования останется три на три, тогда будет принято решение, за которое будут выступать, по крайней мере два международника.

"ДС" Кто может войти в тройку международных экспертов — бывшие судьи, иностранные эксперты-юристы, кто-то еще?

Р.К. Венецианка предлагала расширить круг номинантов. Мы уже имеем опыт с Общественным советом международных экспертов, который помог выбирать судей ВАКС, тогда международные организации предложили очень мощных кандидатов в ее члены. Там говорится и о бывших членах Европейского суда по правам человека, и топ-судей Великобритании, например, судей или прокуроров из Канады и так далее. Я думаю, что это действительно могут быть люди с мировыми именами.

"ДС" Несколько лет назад среди кандидатов в ОСМЭ звучало имя известного испанского юриста Карлоса Кастресана.

Р.К. Так, его тоже номинировали, но ВККС имела возможность выбирать, из 12 кандидатов в ОСМЭ она должна была выбрать шесть. Я думаю, что власть тогда надеялась, что назначат наименее "зубастых" членов, но они таковыми не оказались. Они были очень эффективными, ответственно относились к принимаемым решениям. В чем преимущество международных экспертов? В том, что они не имеют никаких связей с местными элитами, через которые можно было бы влиять на них. Конечно, это люди, которые очень заботятся о своей репутации и не позволят себе принимать какие-то навязанные решения.

"ДС" Чем Этический совет будет отличаться от ОСД, который уже проверял кандидатов в судьи Верховного суда?

Р.К. Было два опыта. Один опыт — это формирование Верховного суда, а другой — отбор судей Высшего антикоррупционного суда, когда учли допущенные при предварительном отборе ошибки.

По формированию ВС, то в этой процедуре участвовал Общественный совет добропорядочности с возможностью предоставить свой вывод, который имел рекомендательный характер. Это была дополнительная информация, которую исследовала Высшая квалификационная комиссия судей: соответственно, возникла ситуация, когда Общественный совет добропорядочности давал достаточно много негативных выводов, но ВККС их отвергала. Примерно четвертая часть Верховного суда отобрана именно с такими негативными выводами.

По Высшему антикоррупционному суду, то здесь ввели Общественный совет международных экспертов, который получил право участвовать в принятии решений напрямую. В ходе исследования вопросов добропорядочности кандидатов в ВАКС проводились совместные заседания ВККС и ОСМЭ. Решения принимались большинством, но в том случае, если четыре члена от Общественного совета международных экспертов из шести не поддерживали какого-то кандидата, то независимо от того, как распределялись голоса ВАКС, такой кандидат выбывал. Это гораздо эффективнее отбора в ВС, потому что те кандидаты, к которым были претензии, не оставались в конкурсе. Поэтому роль Этического совета должна была быть примерно такой же в отборе кандидатов в Высший совет правосудия.

"ДС" Исходя из законопроекта, Этический совет может провести проверку действующего состава ВСП и инициировать перед субъектами назначения освобождения нечестных членов ВСП. Действительно ли процедура увольнения членов ВСП не прописана в Конституции и почему их не освободить обычным законом, что в этом сложного?

Р.К. Простой механизм существует на самом деле в законе, но он недейственный, потому что такие решения зависят от самого ВСП, например, или от субъектов назначения, а сам себя вряд ли кто-то будет увольнять. Поэтому встал вопрос о внешнем субъекте, который имел бы возможность беспристрастно рассмотреть с точки зрения добродетели деятельность членов ВСП, чего не делалось раньше. Процедура увольнения не прописана в Конституции, и Венецианская комиссия в одном из предыдущих своих выводов сказала, что, поскольку это не прописано в Основном Законе, то оно может быть предметом регулирования обычного закона.

"ДС" Решающий голос как при назначении и проверке членов ВСП, так и ВККС, исходя из выводов Венецианки, должен принадлежать международным экспертам. Действительно ли Зеленский согласен на передачу контроля над назначением судей Западу?

Р.К. Венецианская комиссия не говорит о решающем голосе зарубежных экспертов при назначении членов ВСП, потому что назначать будут все равно те субъекты, которые определены Конституцией, и любые решения Этического совета могут быть предметом обжалования в Верховном суде. Поэтому здесь просто речь идет о отборе по критериям добропорядочности, профессиональной этике. Решения должны приниматься большинством, но вводится дополнительный механизм, который бы гарантировал, что судейская часть совета не будет блокировать какие-то решения, исходя из корпоративных интересов.

Если от власти было обращение к Венецианской комиссии за экспертизой, то, я думаю, что она должна была быть заинтересована в учете этих выводов. Речь идет о том, чтобы эффективно отсеять нечестных персон среди кандидатов, в частности в Высший совет правосудия. Предыдущие механизмы были неэффективны, в решении вопросов имела место политическая составляющая или корпоративные воздействия.

"ДС" Действительно ли Этический совет поможет решить проблему с отбором членов ВСП, а затем очистка судов пойдет значительно быстрее и эффективнее?

Р.К. Здесь нельзя забывать о Высшей квалификационной комиссии, так как от нее зависит очень многое, говорится о проведении квалификационного оценивания половины судейского корпуса. Она пока не создана, продолжаются дискуссии и фактически советы Венецианской комиссии относительно Этического совета ВСУ также релевантные для конкурсной комиссии, которая должна избрать членов в ВККС. Поэтому, если эти два органа смогут стать по своему составу агентами изменений, то появятся серьезные основания для оптимизма относительно судебной ветви власти в целом. Если они, конечно, качественно будут выполнять свою работу, не ориентируясь на какие-то подковерные игры, заказ и т. д.