Нужен ли Украине новый формат сотрудничества, к которому нас приглашает Польша, — интервью с Алексеем Мельником

О сильных и слабых местах различных форматов сотрудничества Украины с ее партнерами "ДС" поговорила с содиректором программ внешней политики и безопасности Центра Разумкова Алексеем Мельником

Алексей Мельник / УНИАН

"ДС" Польский посол Бартош Цихоцкий заявил, что Украине стоит обращать больше внимания на региональное сотрудничество с соседями — странами Балтии, Вышеградской четверкой и Румынией. Почему Польша думает, что мы уделяем мало внимания региональным союзам, и это ли действительно так?

А.М. Не только поляки говорят, что мы уделяем этому мало внимания. О том, что мы не развиваем приоритетные отношения с нашими ближайшими соседями, часто говорится в экспертном сообществе Украины. В первую очередь у нас уделяют внимание контактам с Вашингтоном, Брюсселем, Берлином или Лондоном. В то же время остается неиспользованным потенциал двусторонних отношений и межрегиональных союзов. Если спросить у прохожих, никто и не вспомнит, что такое ГУАМ и что Украина сделала в этом формате. Хотя в последнее время наметилась положительная тенденция восстановления именно в этом формате работы с Грузией и Молдовой. Это тот потенциал, который не должен быть маргинальным в нашей международной дипломатии. Ведь именно с этими странами у нас намного больше общего, чем с крупными мировыми игроками. С ними можно было бы объединять усилия в усилении трансграничного сотрудничества, на знаковых международных платформах.

"ДС" Возьмем Люблинский треугольник. Чем плох этот формат с точки зрения Польши и с нашей точки зрения?

А.М. Здесь надо понимать, с какой целью создано это пока неформальное объединение. Первое, о чем говорилось в интервью посла, — дипломатический формат. На первом этапе это вряд ли предусматривает создание каких-то структур или постоянного представительства. Речь идет о нескольких государствах, которых объединяют общие проблемы, интересы с ударением на вопросы безопасности. Это такая площадка для консультаций, выработки решений, которые затем будут реализоваться в экономических проектах или дипломатических инициативах. При этом, скорее всего, речь не идет о создании структур, подобным военным союзам.

"ДС" С другой стороны, мы пытаемся войти в Триморье, участвуем в Дунайской Комиссии, сотрудничаем с Вышеградской четверкой. Не является ли это распылением ресурсов?

А.М. В свое время Центр Разумкова делал даже большой исследовательский проект по участию Украины в работе международных организаций. Оказалось, что Украина принимает участие в около 70 различных образований, начиная с ООН и до довольно экзотических. Работа в таких организациях предусматривает определенную нагрузку на правительственный аппарат. Это также и определенные взносы, поэтому вполне логично задуматься, стоит ли участвовать в каком-то новом международном объединении и распылять свои силы и ресурсы. Чтобы избежать этого, нужно делать большую подготовительную работу перед тем, как давать согласие на вступление в такие организации.

"ДС" Насколько вообще является жизнеспособным формат — страны Балтии, Вышеградская группа, Румыния и Украина?

А.М. Страны одного региона, имеющие общие проблемы, нерешенные вопросы двусторонней повестки, должны объединяться. Названные страны, кроме Украины, являются членами ЕС и НАТО и могут не искать участия в новых объединениях. Вместе с тем Польша выступает инициатором новых форматов, чувствуя определенные ограничения и недостаточное внимание со своими национальными интересами в организациях, членом которых она является сегодня. Новые организации ни в коем случае не могут быть альтернативой ЕС и НАТО, но позволяют больше сконцентрироваться над решением проблем общего с нами региона.

"ДС" Чем каждый из участников может обогатить упомянутое условное объединение?

А.М. В первую очередь стоит отметить, что этот формат не является каким-то магическим решением всех наших проблем, а просто открывает новые возможности в этом довольно узком кругу стран. Такие объединения, безусловно, нужно использовать для продвижения и поддержки наших интересов на уровне членства. Это еще одна возможность контакта на двустороннем уровне. Опять же, речь идет пока только о возможности и трудно сейчас говорить, как окупятся потраченные при этом ресурсы. В таком объединении соседних государств я вижу только позитив.

"ДС" Как на активизацию регионального сотрудничества в Восточной Европе уже повлияло и еще повлияет создание AUKUS и обострение конфликта внутри НАТО?

А.М. Все события, которые сейчас происходят вокруг этого, безусловно, связаны. Это объединение, которое создается в тихоокеанском регионе, ориентированно именно на тот регион, а не на евроатлантический. Как будет развиваться эта ситуация, сказать трудно, надо наблюдать.

Процессы, которые могут сейчас происходить внутри НАТО, учитывая обострение отношений между США и Францией, следует рассматривать отдельно. Делать выводы, которые транслируются в российских ток-шоу, что Франция может выйти из НАТО, а завтра будет создана европейская армия вне НАТО, конечно, несерьезно. Хотя понятно, что подобные вызовы не укрепляют трансатлантическое единство. Поэтому это можно считать еще одним стресс-тестом для самой организации.