Александр Краев о том, почему в России заговорили об отказе от захвата Украины
О возможности победы "умеренного" крыла в окружении Путина и ее контексте "ДС" поговорила с экспертом по международным вопросам Александром Краевым
"ДС" На днях близкий к одной из "башен Кремля", которую связывают с экс-главой СВР России Сергеем Нарышкиным, директор московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин опубликовал статью, в которой выступил за отказ от территориального экспансионизма России в отношении Украины. Но на каких условиях и при каких обстоятельствах возможна победа "умеренного" крыла в окружении Путина?
А.К. Честно говоря, здесь все зависит от российской экономики и от российского социального благосостояния. Упомянутый политический курс возможен в автократических государствах только при условии экономического роста, адекватного социального развития и стабильной внутриполитической ситуации. Здесь есть прямая зависимость между успехом или неуспехом внутренней политики и внешнего курса, а внутренняя политика России будет зависеть от внутренних побед и силового фактора, который может использовать режим. Сейчас я не считаю возможной победу "умеренного" крыла, хотя, опять же, это довольно положительно, что в принципе впервые за много лет вообще такой нарратив появился в российском информационном поле.
"ДС" О чем свидетельствует появление такого материала именно сейчас — это сигнал Западу о возможности изменения курса или он адресован кому-то внутри России?
А.К. Мне кажется, он, как все в политике, может быть использован в любом направлении. Для российского внутреннего информационного рынка это действительно сигнал, вот "Посмотрите, а наш царь не только жестокий завоеватель, он может быть умеренным политиком, он может быть разным". Это и сигнал за пределы страны, так как часть окружения Путина, несмотря на "закручивание гаек" дома, хочет дать понять Западу, что Россия может в какое-то время изменить свою агрессивную по отношению к соседям политику в обмен на business as usual, то есть возвращение ситуации к 2013 году.
И отчасти это также является подготовкой к Генеральной Ассамблее ООН, будущим климатическим форумам и форумам по вопросам защиты прав человека, на которых Россия также будет присутствовать. Поэтому по сути россияне готовят себе старый добрый образ, что Россия может быть разная.
"ДС" Возрастет ли возможность воплощения "неагрессивного" сценария после думских выборов?
А.К. Если посмотреть на то, что россияне говорят, то видим противоположный сценарий, снова используются методички 2010-х годов, когда Украина якобы заложница НАТО, натовские базы будут на границе России и так далее. Мы слышали сообщения стран восточного фланга НАТО, в основном Польши и Литвы, о том, что могут быть провокации с российской стороны, вплоть до того, что некоторые российские отряды "потеряются" на территориях стран НАТО. Я считаю, что политика агрессора не изменится. То есть если на глобальном уровне Россия готова показать, что якобы не будет завоевывать новые земли, то не стоит забывать, что в стратегической культуре России Украина — это не другие земли, это российские земли, из-за исторической ошибки ставшие независимыми. Русские всегда говорят: "Мы не нарушили то, что сказали, это же не чужие земли, мы просто свои земли вернули". Поэтому нам, к сожалению, не стоит ожидать таких изменений.
"ДС" Есть ли вообще факторы, которые могут побудить Россию быть неагрессивной?
А.К. Сложный вопрос. Потому что для современной политики России такой разворот будет одним из инструментов кризисного регулирования. То есть либо в России все станет настолько хорошо, что это будет логическое поступательное движение для ее экономического развития, или в России все станет очень плохо.
"ДС" "Вместо собирания земель Москва должна действовать стратегически, делая переезд на работу и проживание в России привлекательным для русскоязычных граждан Украины", говорится в статье. Как противостоять российской "мягкой силе", имея наши нынешние ресурсы?
А.К. Нельзя победить вражеский нарратив просто опровергая его. Другой информационный нарратив можно победить только своим подробно разработанным стратегическим нарративом. В Украине до сих пор ведутся довольно активные дебаты о том, кто мы есть, должны мы называться Русью или оставаться Украиной. Вместо этого нужен социальный конструкт, который необходимо создать и закрепить социальными представлениями: что такое Украина, какие основные ценности, отличающие Украину от других государств, и к чему должно двигаться наше государство. Только сформировав такой конструкт, мы сможем сдержать российскую информационную агрессию, которая влияет на тех, у кого нет своего бэкграунда, и дает возможность почувствовать свою принадлежность к чему-то большему. Нам также нужно дать людям эту возможность — быть причастными к чему-то большему, к определенной украинской идее. А учитывая то, что наиболее вероятно эта идея может быть выражена в терминах свободы, самоопределения, качественной западной цивилизационной модели, эта стратегема поможет нам и в развитии наших отношений с Западом. Поэтому мы получим даже два плюса от такого шага.
Разработать такой конструкт должны ученые, дальше его надо закрепить определенными нормативными актами, как это сделано Россией. Существует и другой вариант: в Америке, Британии такой конструкт не закреплен где-то в законе, но он является объединяющей идеей для нации, каковой, скажем, является монархия в Великобритании или так называемая "американская мечта" в США.
После разработки наш нарратив должен раскручиваться через официальные каналы, через частные каналы и инициативы, через гражданское общество, причем одновременно. Потому что если это будет только государственная пропаганда, то это и назовут государственной пропагандой. Если это выльется лишь в деятельность интеллигенции или научных кругов — все останется теорией. Если это будет только активность гражданского общества — она так и останется просто активностью. Должна быть фронтальная работа на всех уровнях.