Николай Княжицкий о совместной победе с министром культуры Александром Ткаченко

Работу Минкульта, Госкино и Украинского культурного фонда "ДС" обсудила с народным депутатом Николаем Княжицким

"ДС" В прошлом месяце довольно неожиданно подал в отставку Александр Ткаченко. Как вы оцениваете деятельность министерства за последние полтора года?

Н.К. С теми замечаниями, которые объявил Ткаченко, заявляя о своей отставке, я согласен. Но это не уменьшает мои претензии к его вкладу и достижениям министерства в целом, которые заключаются, в частности, в отсутствии программы государственной поддержки украинского языка, как этого требует закон. Или в отсутствии дальнейшего реформирования министерства, потому что мы в свое время создали Институт книги, Украинский культурный фонд, и эту работу нужно было продолжать.

В то же время создаются какие-то другие органы государственной власти, деятельность которых незаметна и вообще непонятна. Но если сравнивать деятельность Минкульта с другими министерствами сегодняшней власти, оно не самое плохое.

"ДС" А о каких органах власти идет речь?

Н.К. Там куча новых органов государственной власти, которые они должны были создать и задекларировали об этом в своей программе деятельности. Их функции были для меня непонятны, трудно вспомнить конкретнее, потому что они до сих пор не работают.

"ДС" Не удивительно ли оставить министра в должности в качестве наказания за то, что избрал неправильную процедуру для отставки, не посоветовался со "слугами"? В чем смысл игры?

Н.К. Думаю, они оставили Ткаченко в должности, потому что у него личные отношения с Зеленским и он является одним из ключевых в команде "Слуг народа". Думаю, они его убеждали остаться, и вряд ли это какое-то наказание для Ткаченко. Кроме всего прочего, ему удалось если не увеличить будущий бюджет на культуру, как того требовал наш парламентский комитет, то хотя бы сохранить на уровне этого года. Это можно считать нашей общей победой, потому что в этом как раз мы были с Ткаченко союзниками.

"ДС" В чем проблема с тем, что Госкино подчинили вместо Минкульта напрямую Кабмину? Насколько эффективно это ведомство, ведь в последние годы там было много скандалов, связанных с отбором лент на госфинансирование?

Н.К. В чем логика этого решения, неясно. Госкино как культурное учреждение должно координироваться Минкультом, а вообще, оно должно быть значительно более независимым.

Мы вписывали в новый закон, что Совет по вопросам кинематографии должен быть более независимым, чем он сейчас. Идеально было бы, чтобы Госкино финансировалось не за бюджетные средства, а из отчислений от рекламы, азартных игр, как это происходит в Польше, Венгрии и многих других европейских странах. А у нас, когда делают очередное министерство, это значит, государство будет тратить на то, что мы будем снимать и как. А отрасль сама должна это регулировать.

"ДС" Насколько Госкино эффективно в последнее время?

Н.К. Если говорить об эффективности, то с 2014 по 2019 год ежегодно снималось до 50 фильмов. Очевидно, что тогда министерство эффективно работало. Сейчас нашей задачей как оппозиции является сохранить существующие институты. Госкино сейчас работает не столь эффективно, как раньше, и фильмов снимается не больше — 34 в 2020-м и 20 в 2021-м, — но этот инструмент благодаря нам пока не уничтожен.

"ДС" Достаточно эффективным институтом при предыдущей власти зарекомендовал себя Украинский культурный фонд, однако сейчас к нему много вопросов. Как вы оцениваете происходящее в УКФ? Что нужно поправить, изменить?

Н.К. Это молодая организация, и нужно учиться в ней работать. А проблемы там были всегда, и к предыдущему руководству были претензии, справедлива критика и нынешнего наблюдательного совета. Просто не делаются правильные выводы из ложной практики, которая там происходит. Несмотря на это, это самый демократический институт в Украине. И заслуга предыдущего директора Юлии Федив в этом очень велика, потому что фонду удалось все же ощутимо поддержать украинскую культуру. Хотя, конечно, есть некоторые претензии от тех, кто рассчитывал получить гранты и не получил.

Ту пользу, которую получило общество после создания УКФ, сложно переоценить. В частности, мы впервые начали предоставлять гранты, чего раньше не было. Итак, главное сейчас — сохранить это. И если удастся, то у людей независимых, незаангажированных будет доступ к государственной поддержке безо всяких влияний, это самое главное.

"ДС" С какими инициативами должен выходить в Верховную Раду Минкульт, чтобы "Европейская солидарность" голосовала за них вместе со "слугами народа"?

Н.К. Мы голосовали вместе со "слугами", когда поддерживали увеличение бюджета для культурных институций. Так что, конечно, такие случаи бывают.

Мы хотим создать институт театра. Я говорил об этом с представителями "Слуги народа", они не против, сейчас готовим проект. Хотим продолжить реформирование отрасли во многих сферах, и, как ни странно, по крайней мере, с членами нашего комитета от "слуг" мы часто находим понимание.

В то же время есть много инициатив, касающихся нашего комитета, когда они хотят отменить или изменить закон о языке, и у них постоянно возникают проблемы. Поэтому эти инициативы регистрируются уже не на наш комитет, а на комитет по государственному управлению. Хотели еще и ограничить права уполномоченного по государственному языку. Хотя это подали депутаты из "Слуги народа", но не из числа членов нашего комитета.

Это не означает отсутствие конфликтов, они бывают очень часто, особенно когда это касается языковых вопросов. Но несмотря на это, есть много сфер, когда сотрудничество конструктивно.