• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Марьяна Безуглая ("СН") о роли СБУ в санкциях против телеканалов и снятии партий с выборов — интервью "ДС"

О преимуществах и недостатках будущей реформы СБУ, ликвидации Управления "К" и судьбу следователей спецслужбы "ДС" поговорила с председателем рабочей группы по разработке реформы, народным депутатом от "Слуги народа" Марьяной Безуглой

Марьяна Безуглая
Марьяна Безуглая
Реклама на dsnews.ua

"ДС" На каких принципах базируется нынешняя реформа СБУ, первая за 28 лет?

М.Б. Принципы включают в себя закрепление контрразведывательной деятельности, защита национальной государственности и охрану государственной тайны как приоритетов деятельности СБУ. То есть это превращение СБУ именно в спецслужбу, которая противодействует влиянию других государств и защищает наш суверенитет.

"ДС" Это будет контрразведка в классическом западном понимании?

М.Б. Это вопрос здравого смысла. Есть различные органы власти, различные правоохранительные органы, но должна быть спецслужба, которая не является правоохранительным органом, но является органом со специальными правоохранительными функциями, они ограничены. Это уже определено законом "О национальной безопасности", то есть нынешняя ситуация, когда СБУ является фактически "полицией 2.0", изменится. Следующий принцип — расширение полномочий в сфере противодействия разведывательно-подрывной деятельности и борьбе с терроризмом. Здесь возникает вопрос оргпреступности, но это скорее вопрос правоохранительного органа, а противодействие терроризму и транснациональным преступным группировкам уже является компетенцией СБУ в сотрудничестве с нашими партнерами.

Еще один принцип, заложенный в законопроекте — это лишение несвойственных правоохранительных функций и коррупционных рисков, то есть расследования экономических преступлений, ведение различных хозяйственных дел. Это явно не вопрос национальной безопасности. Кроме того, у нас есть целая плеяда антикорупционных органов для таких дел, поэтому дублирование функций недопустимо. Мы оставляем аспект информационно-аналитической составляющей в СБУ, потому что коррупция может быть элементом влияния враждебных спецслужб. Но это не расследование коррупции, а получение информации и сотрудничество с антикоррупционными органами.

"ДС" В законопроекте, рабочую группу по подготовке которого вы возглавляете, есть несколько положений, которые довольно часто называют несовершенными. Критикуют, в частности, внесудебное лишение лицензий и закрытия СМИ, а также снятия с выборов партий и кандидатов. Будут меняться эти положения ко второму чтению?

М.Б. Вопрос медиа и политических партий — там есть определенные риски, но мы с коллегами из комитета прорабатываем правки ко второму чтению, чтобы исключить внесудебное лишение лицензий телеканалов и досудебное снятия с выборов политических партий.

Реклама на dsnews.ua

Вообще сам процесс подготовки законопроекта выглядел так: сначала его готовили в СБУ, но они не являются субъектом законодательной инициативы, могут подавать проекты только через президента. В результате все их наработки были объединены и представлены по №3196 за подписью Владимира Зеленского. Когда он попал в комитет, мы принципиально не настаивали на тех или иных моментах из-за того, что это была разработка СБУ. Понятно, что спецслужба, которая не реформировалась десятилетиями, не может обработать определенные радикальные положения, это должны делать законодатели. В результате, проект рассмотрели на комитете и решили, что его надо существенно дорабатывать, зал это поддержал. В процессе доработки некоторые риски были сняты, некоторые еще остались, в том числе и те, о которых вы упомянули.

"ДС" Кроме добавления несвойственных функций спецслужбе, проект критикуют и за резкое кадровое сокращение, которое предполагается. Останется эта норма во втором чтении? Как и кто будет адвокатом увольнения 13000 служащих из 30 тыс.?

М.Б. Мы предполагаем постепенную оптимизацию структуры и штатной численности спецслужбы. На самом деле речь идет о дебюрократизацию СБУ. Сейчас есть, как вы отметили, около 30 000 сотрудников, и далеко не все они оперативники. Многие подразделения обеспечения и различных бюрократических ступеней принятия решений. То есть будет сокращение "штабистов", а какие темпы будут и в каком порядке это будет происходить — над этим работаем с Минфином, потому что сокращение включает и большие затраты на выходные выплаты. То есть сокращение и его масштаб мы еще будем обрабатывать ко второму чтению проекта.

"ДС" А куда пойдут следователи после того, как в СБУ окончательно заберут функцию следствия? Их могут перевести из СБУ в ГБР, будут конкурсы?

М.Б. Вопрос следствия тоже дискуссионный, речь идет как минимум о сужении следственных функций, соответствующий проект уже прошел комитет. Этот документ не допускает, несмотря на оставление за СБУ следствия в отношении отдельных категорий преступлений, вмешательство спецслужбы в экономические преступления, коррупцию.

"ДС" То есть в то, чем до сих пор занималось управление "К"?

М.Б. Да, здесь в первую очередь речь идет о развязывании коллизии: СБУ сочетала в себе правоохранительную и контрразведывательную деятельности. Это было искусственно углубленно перед 2014 годом соответствующими изменениями в законодательстве, которые ограничивали контрразведку. То есть, когда возникают вопросы, почему не работают по той или иной организации или человеку, который имеет очевидные связи с агрессором, — это вопрос не только неэффективности, но и полномочий.

"ДС" А каким образом состоится передача чувствительной информации от ликвидируемого управления "К" в Бюро экономбезопасности, и что произойдет с сотрудниками этого управления — уникальными носителями этой информации?

М.Б. Переход произойдет так, как это было с делами Майдана и следователями, которые перешли из Генпрокуратуры в ГБР. Для сотрудников, которые подпадают под сокращение, по их желанию предусмотрен переход в другой правоохранительный орган. Процедура облегченная, конкретный алгоритм мы еще отрабатываем, ведь вопрос перехода такого специалиста — это одновременно переход знаний, связей, агентуры, это все нельзя терять.

"ДС" Правильно ли я понимаю, что следствие в отношении определенных преступлений все же останется за СБУ?

М.Б. В проекте к первому чтению была предусмотрена полная передача следствия с определенным транзитным периодом, но есть вопрос, способны взять следствие те или иные органы, в частности ГБР, то есть мы еще рассматриваем вопрос сужения следствия к статьям по шпионажу, госизмене и т. д., мы над этим еще работаем.

В общем, ко второму чтению урегулируют несколько принципиальных моментов: вопросы следствия, сокращения и связанное с ним вопросы бюджетирования реформы, увеличение расходов на развитие, кибербезопасность, преобразования Академии СБУ.

"ДС" По вопросу финансирования инфраструктуры. Есть информация, что в СБУ ликвидируют специализированные медструктуры, в которых обслуживаются сотрудники, расформируют и Академию СБУ. Это так?

М.Б. Определенное переформатирование медицинской службы будет, речь идет о приравнивании спецслужбистов к военным ВСУ, чтобы они пользовались медобеспечением в системе Вооруженных сил. О финальной версии документа здесь говорить рано, ведь мы должны сохранить специфику диспансерного учета засекреченных сотрудников. С другой стороны, огромные средства на развитие какой высокоспециализированной медпомощи в СБУ нерационально тратить. По Академии, то обсуждалось ее преобразование в тренинговый центр. Позиция СНБО заключалась в том, чтобы оставить подготовку кадров в магистратуре, но над этим мы тоже еще будем работать и проводить консультации.

"ДС" В чем были основные разногласия между рекомендациями наших партнеров по НАТО, которые помогают осовременить нашу политику инфраструктуры безопасности, и позицией представителей СБУ?

М.Б. Начнем с того, что была создана рабочая группа на базе комитета, в нее входили три подгруппы: представители ведомств, например СНБО, МВД, разведки, к еще входили представители общественности, например правозащитных организаций, и отдельные эксперты, как господин Смешко, который критикует проект, но не подает предложений. Конечно, мы проводим определенную аналитическую работу, чтобы к работе не привлекли общественную организацию, которая контролируется, условно, ГРУ РФ. Наконец, к третьей группе относятся официальные представительства в Украине НАТО и ЕС, они участвуют в заседаниях группы и готовят экспертные выводы и предложения.

Если говорить о противоречиях, то есть "13 пунктов СБУ", на которых они настаивают. Мы столкнулись с сопротивлением системы и давлением на народных депутатов, чтобы они не поддержали законопроект, были различные обращения. Была и позиция Ивана Баканова, и они выступают против сокращения, под вопросом демилитаризация, передача следствия. О передаче расследования экономических преступлений, то в СБУ поддерживают это, хотя есть и попытки оставить эту функцию в спецслужбе. Хотят оставить себе и борьбу с оргпреступностью и не вводить гражданский контроль над службой: мол, депутаты в коллегии СБУ не нужны. В целом если взять все их замечания, то это была бы отмена реформы в целом.

Однако, я стараюсь не обвинять ведомство, потому что это система, она сформировалась при разных обстоятельствах, она такая, какая есть. Есть и квалифицированные работники, и специалисты, которые подпадают под определенные коррупционные риски, и чиновники — то есть с системой надо работать, акцентируя не в персоналиях, а на рамках, причем не слепо скопированных, а таких, которые полностью все переформировывают. Это небыстрый процесс, но если вспомнить, что реформа СБУ только официально длится 15 лет, но ни один проект не рассматривался на комитете, то два-три года, за которые будут осуществлены основные изменения, — это довольно быстро. При этом мы должны учитывать угрозу коллапса в воюющей стране, то есть должен быть баланс. Есть много того, что хорошо работает и сейчас, после 2014 года были пересмотрены отдельные подходы, но определенные негативные вещи остаются.

"ДС" Кстати, о слепом копировании. Зачем создавать еще один комитет для парламентского контроля за спецслужбой, который будет делать то же, чем сейчас занимается комитет, в котором вы заместителем Председателя?

М.Б. Здесь стоит вспомнить о евроатлантической интеграции и то, почему реформа СБУ такая важная для нее: речь идет о работе по правилам. Еще в прошлом созыве Рады выработан евроатлантический пакет законов, необходимый для ПДЧ и евроинтеграции. Это законы о оборонных закупках, о разведке, парламентский контроль СБУ, государственной тайне, а также о синхронизации механизма принятия решений и воинских званий. Парламентский контроль — это вопрос о балансе сил и разделение различных ветвей власти, Совет же не только принимает законы, но и следит за их выполнением, а также не нарушают ли права человека силовые ведомства.

Почему такая структура создается? Есть президент — Верховный главнокомандующий. При нем создан комитет по разведке, он принимает решение, разведка и контрразведка выполняют, а кто-то должен контролировать, не нарушаются ли права граждан и работают ли эти структуры в соответствии с законом. Этим будет заниматься парламент и соответствующий комитет.

    Реклама на dsnews.ua