Как Зеленский будет строить Роскомнадзор в Украине - интервью с Максимом Тульевым
Почему власть решила пойти навстречу просьбам крупных провайдеров и что из этого получится, "ДС" рассказал член правления Интернет Ассоциации Украины Максим Тульев
"ДС" В "Фейсбук" вы написали о том, что СНБО принял решение о создании реестра запрещенных сайтов. Уточните — решение принято на уровне Зеленского и других полномочных членов Совбеза, или на уровне Данилова, то есть аппарата СНБО?
М.Т. О заседании Совбеза я ничего не знаю. В четверг заседала рабочая группа, созданная при СНБО, которая должна подготовить техническую реализацию этого реестра. Фактически этим занимается аппарат Совбеза.
"ДС" Как в СНБО официально сформулированы причины для создания такого реестра? Под каким соусом эту идею собираются преподнести обществу?
М.Т. Изначально с инициативой создать такой реестр выступили самые крупные провайдеры. Потому что сейчас есть куча разрозненных требований о блокировании. Инфраструктура, которая у них есть, под весом и количеством необходимых блокировок просто проваливается, не выдерживает этот колосс, потому что ноги у него глиняные. А для того чтобы система масштабировалась до уровня десятков, сотен, тысяч заблокированных сайтов, нужен единый реестр. И поэтому сами операторы сказали — "дайте нам реестр, чтобы нам было удобно блокировать".
"ДС" То есть нынешняя схема, когда ресурсы блокируют через суд, просто неудобна?
М.Т. Есть куча решений судов, они теряются по дороге, часть из них обжалуется, часть саботируется. А так будет единая система, единый реестр, в который можно просто добавить сайт, чтобы операторы раз в пару часов выкачали реестр, применили у себя — и все. Мы получаем то, против чего собственно и выступает Интернет Ассоциация Украины, то есть новый уровень блокировок. Так мы не смогли смогли воспрепятствовать вынесению такого вопроса не рассмотрение, теперь я как член рабочей группы буду использовать все возможности, чтобы информировать общество о происходящем. Если блокировки для "Вконтакте", "Яндекса" использовались как чрезвычайная мера, то теперь перейдем к рутинным массовым блокировкам.
"ДС" Итак, рабочая группа создана властью по инициативе провайдеров. Кто в нее вошел?
М.Т. Да, власть с радостью ответила "окей" на выдвинутую инициативу. В группу вошли представители СБУ, Киберполиции, крупные операторы.
"ДС" При прошлой власти были блокированы российские пропагандистские сайты и соцсети. Их перенесут в новый реестр и будут дополнять подобными информресурсами, или туда под какими-то предлогами хотят записывать украинские сайты, например, оппозиционные к Зе-власти?
М.Т. Чего тут гадать, мы уже видим, против кого это будет использоваться. Посмотрите на решения судов по СМИ, например, 400 сайтов в феврале заблокировали. При этом вебсайт заблокировать можно, но по статистике общий процент потребления информации через сайты — уже меньше половины. Есть торренты, есть платформы, приложения, которые уже просто так не заблокируешь. Классической платформой можно назвать "Андроид". У нее есть свой маркет, приложения, телевидение, социальные сети, просмотрщик информации. Через платформу проходит общение в приложениях, естественно, в зашифрованном виде. Если вдруг забанят ip-адрес, через который общаются в приложениях, сразу же будет получен другой ip-адрес от того сервера, который еще не забанен. По такому пути пошел "Телеграм" в России, там его забанить не удалось. То же и с "Вконтакте", "Одноклассниками", которые продолжают работать через приложение, и сделать с этим ничего нельзя. Приложения можно заблокировать только вместе с "Гуглом" или "Эпплом".
"ДС" Соцсети же можно блокировать…
М.Т. Ну, если открыть приложения того же "Вконтакте", то все работает, а если открыть сайт, то не работает. В приложении есть инструмент, который называется push-уведомления, у него есть инструмент общения со своим центральным сервером. Он если видит, что ip-адрес заблокирован, то выдаст 10 новых, если снова заблокируют — выдаст еще 10 новых. То есть заблокировать, по сути, невозможно. Поэтому вариант первый — это посмеяться и не трогать, на что все и надеялись. Вариант второй — закрыть какую-то соцсеть целиком, как сайт, но приложение все равно будет работать.
Тем не менее сейчас речь идет о массовой блокировке, на потоке, то есть не как исключительная мера, а просто рутинная вещь. Именно так развивалась эта система в России. Сначала там были базовые вещи, которыми оправдывали все это: страшная детская порнография, торговля наркотиками. Как только реестр был создан, на следующий день об этом забыли.
"ДС" То есть мы фактически идем по российскому пути?
М.Т. Да, Мы идем конкретно по российскому пути, потому что принципиальное построение системы цензуры через такие списки и реестр — это российский сценарий.
"ДС" А уже установлены дедлайны для рабочей группы?
М.Т. Никаких сроков по созданию реестра не ставили, но обсуждали, что за месяц можно справиться.
"ДС" Нужен ли вообще Украине пресловутый "Укркомнадзор"? Есть в этой инициативе рациональное зерно?
М.Т. Нет, не нужен, я считаю такие вещи абсолютным негативом, эту инициативу нельзя изменить, можно только упредить ее воплощение.