• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Инна Ковальская: В Гончаренко центре в Миргороде делали все – от маскировочных сеток до коктейлей Молотова

"ДС" поговорила с директором культурно-образовательного Гончаренко центра в Миргороде Инной Ковальской о фирменных Миргородских борщах для фронтовиков и о работе с внутренними переселенцами

Инна Ковальская
Реклама на dsnews.ua

- Инна, Миргородская ячейка Гончаренко центра является одной из самых активных. Какие направления работы во время войны для вас приоритетны?

- Для нашей ячейки, как и для всех Гончаренко центров, с начала полномасштабной войны главное направление деятельности – волонтерское. Первый день после взрывов – мы прятались в подвале, но уже 25 февраля я поняла, что просто сидеть сложа руки или убегать из города – не мой путь. Мы решили, что 26 должны выходить на работу и делать что-то – хотя тогда еще не знали, что именно. Написали объявление в телеграмме, что Гончаренко центр планирует возобновить работу как волонтерский хаб. Когда я на следующий день приехала утром, уже около 50 человек ждали меня у входа. И тогда все завертелось – центр был как муравейник. Делали все от маскировочных сеток до коктейлей Молотова. Тогда все были дезориентированы, никто не понимал, что к чему. И нам коктейли казались тоже оружием в борьбе с врагом – мы готовили их, полиция увозила на блокпосты. Все были готовы стоять насмерть. Люди приносили лекарства, одежду, собственные вещи, пищевые продукты. Мы координировались с другими волонтерскими группами. Формировалась Тероборона, была масса потребностей. С какой-то космической скоростью мы передавали из рук в руки все необходимое. А вот весной нам уже удалось частично восстановить и культурно-просветительное направление. Теперь в центре снова учатся дети, подростки, взрослые. А для безопасности наших посетителей у нас есть подвал – бомбоубежище.

- В вашем Гончаренко центре можно получить психологическую помощь, по какому поводу к вам обращаются люди?

- Все мы уже пол года живем в бешеном стрессе, люди обращаются, потому что травма войны очень тяжелая. Обращаются и местные, и переселенцы. Направление актуально, поэтому психологическую помощь оказывают в каждом Гончаренко центре. Нашему центру очень помог отдел образования Миргородского горсовета, который привлек психологов образовательных учреждений – детсадов, школ. Эти специалисты проводят бесплатные группы психологической поддержки и предоставляют консультации на базе нашего центра три раза в неделю. Мы помогаем всем возрастным категориям. Я больше всего волновалась из-за подростков. Знаете, как они остро все воспринимают, могут бояться, что о них подумают. Но та психическая травма, получаемая подростками от войны – очень опасна и остра. Особенно если они пережили насилие или оккупацию. Хорошо, что наши ребята сознательны, современны, и, к счастью, они понимают, что болезненные, неудобные вещи все равно нужно обсуждать, чтобы их пережить. Поэтому, когда мы запустили группы, подростки начали приходить сами, а потом приводить друзей. На тренингах они усваивают эффективные модели общения, поведения, реагирования на критические стрессовые ситуации, снятие психоэмоционального напряжения.

- На Полтавщине много вынужденных переселенцев, которым вы оказываете помощь. Что важнее для их интеграции в новое жизненное пространство?

– в Миргородской ОТГ более 21 тыс. вынужденных переселенцев, около 8 тыс. в самом Миргороде. Они нуждаются и в материальной, и психологической поддержке, а также помощи в трудоустройстве. Первые эвакуационные поезда, ехавшие из Харькова, ехали через нас. Многие остались здесь. Да и сейчас люди прибывают и прибывают. Мы налаживаем коммуникацию с разными фондами, привозим гуманитарную помощь для переселенцев. Пищевые продукты, одежда, обувь, средства гигиены, детская еда и товары – все это достаем и выдаем на базе центра. Объемы гуманитарной помощи и количество нуждающихся в ней настолько велики, что я даже начала привлекать переселенцев к разгрузке машин с гуманитаркой. Потому что вдвоем с Арсеном Шумейко – администратором центра, мы просто физически не успевали это сделать сами, ведь еще нужно все сосчитать, отчитаться грантодателю, оформить. Иногда даже не успевали заехать домой, чтобы отдохнуть.

Реклама на dsnews.ua

– Вы много времени посвящаете распространению ЗОЖ и спортивным мероприятиям даже во время войны, почему это для вас важно?

– На самом деле, до войны спортивных мероприятий у нас было гораздо больше, чем сейчас. Я убеждена, что качественное физическое воспитание должно быть с детства, чтобы защитить себя, свою семью, свою страну. Когда я стала директором Миргородского Гончаренко центра, это было одним из ведущих направлений нашей деятельности. Велозаезды, велоэкскурсии, соревнования, забеги – всем этим занимались. В моей жизни спорт был всегда, это неотделимая часть моего жизненного мира. Я занимаюсь боксом, стретчингом, бегом, велоспортом. Мой муж – тренер по боксу. Кстати, сейчас я провожу тренировки вместо него, ведь он воюет в рядах ВСУ. Мы не хотели распускать группу и оставлять наших воспитанников, которые уже более 2 лет у него занимаются. Все дети одарены, талантливы, дисциплинированы. Мы посоветовались с родителями и решили, что, пока мой муж на фронте, тренировать группу буду я. Безгранично благодарна нашим воспитанникам, что они меня воспринимают как тренера, потому что я очень волновалась. Ведь все дети хорошо тренированы и опытны в боксе. И вот недавно они подарили мне чашку с надписью "Ее величество Тренер". Для меня это был один из самых важных и приятных моментов за все время с начала войны. Гончаренко центр проводит разные спортивные мероприятия. Проводим много забегов в поддержку ВСУ – организовываем сами, также участвуем в онлайн-забегах. От этого очевидна польза – с одной стороны, все участники донатят на ВСУ, с другой – это стимулирует заниматься спортом и вести здоровый активный образ жизни. В скором времени я лично буду бежать 21 км в рамках мероприятия "Беги для Украины". Например, в эту субботу у нас состоялась благотворительная открытая тренировка по стретчингу, во время которой мы собрали почти 3,5 тыс. гривен. Эти средства пойдут на закупку мяса для производства сухого борща, который наши волонтеры готовят для украинских военных.

А расскажите о кулинарных изделиях вашей ячейки? Мы все уже читали о "Лапше-Джавелине", которую делают у вас на Миргородщине. Появились ли какие-нибудь новенькие вкусности для наших военных?

– У нас есть волонтер Елена Хоролец, которая организовала изготовление сухих борщей, которые очень хвалят наши защитники. Название мы им еще не придумали, но уверены, что наши борщи помогут нашим военным взорвать Керченский мост и освободить Крым. Потому что борщовые наборы, которые мы делаем – вкусные и полезные. Вся Полтавщина приобщается к их приготовлению. Мы только делаем объявления в чатах о том, что нам необходимо: лук, картофель, капуста, чеснок, мясо. И вы не поверите, но через 15 минут после публикации у нас уже под дверью Гончаренко центра появляются сетки с необходимыми продуктами. Люди передают нам со всей области сушеные овощи. Даже из Глобиного, что в 130 км от Миргорода! Девушки сделали еще чат для хозяйок, куда могут присоединиться все желающие помочь в изготовлении и фасовке. Работаем на кухне в одной из школ – там достаточно места. Как говорят ребята, что пробуют наши миргородские блюда на передовой, "ваш борщ, как дома". Недавно звонит мне один из защитников с передовой и говорит: "Госпожа Инна, я сижу сейчас в разбомбленной гостинице с видом на море. Правда, окон и крыши здесь нет, но это не важно. Потому что я ем Миргородский борщ и мне очень вкусно!" ". Дать возможность нашим защитникам почувствовать домашнее тепло, хотя таким образом это наша мотивация и вдохновение.

    Реклама на dsnews.ua