Зачем Зеленскому закон о криминализации контрабанды — интервью с Ильей Несходовским

Проект о криминализации контрабанды президент внес в Раду как неотложный 23 апреля. О возможных последствиях этой инициативы "ДС" поговорила с экономистом Ильей Несходовским

Илья Несходовский /uatv.ua

"ДС" Зачем президенту сейчас криминализация контрабанды, если работают санкции СНБО в отношении так называемых "топ-контрабандистов"?

И.Н. Это совершенно не связанные вещи. Санкции — это мера для ограничения экономической деятельности граждан, в отношении которых на данный момент у правоохранителей есть информация по их причастности к организации контрабанды в Украину. А криминализация контрабанды касается непосредственно системного решения проблемы. Во-первых, привлечение к уголовной ответственности тех, кто причастен к организации контрабандных схем, а во-вторых, усиление ответственности. Если раньше эти люди могли откупиться, то теперь они будут сидеть. Конечно, я считаю, что этот подход является более корректным и приведет к тому, что уровень контрабанды в Украине уменьшится.

"ДС" Почему объемы контрабанды в случае принятия закона будут снижаться?

И.Н. Проект абсолютно корректно написан. К организованным преступным группировкам, которые занимаются контрабандными потоками в Украине, будут применены санкции. Ранее они просто вносили штраф как максимум и избегали ответственности. Если ты организуешь контрабандные потоки на миллиарды долларов, то заплатить штраф в 50 тыс. — не проблема. А если будет лишение свободы, то эти люди уже не смогут заниматься контрабандой.

"ДС" Задержав груз, его нельзя будет конфисковать, пока уголовное дело не будет до конца расследовано, а суды не вынесут приговор с конфискацией товара. Рациональный ли такой подход, ведь дела будут слушаться годами?

И.Н. Во-первых, это вопрос к судебной системе. Во-вторых, если есть факты контрабанды, то они обязательно должны быть расследованы. Потому что сейчас есть схемы, например, когда товар по решению суда начинает продаваться и выводиться. Контрабанда — это не только пересечение границы вне таможенных пунктов или с нарушениями таможенных правил. Это, в первую очередь, схемы, которые могут использовать, в частности, и прокуроры, и суды, и налоговая, таможня, пограничники, СБУ и т. д., — это целая сеть. Поэтому я не утверждаю, что этот проект решит проблему, но он однозначно уменьшит уровень контрабанды. Ограничение продажи арестованного товара — это нормальное процессуальное действие, которое дает возможность обеспечить выполнение и проведение расследования и несение виновными наказания.

"ДС" Можете назвать распространенные схемы контрабанды в нашем государстве? Рассказывают, что самая распространенная — занижение стоимости товара...

И.Н. Например, товар растаможивается по одной цене, а затем принимается решение о том, что ее надо поднять, впоследствии по решению суда возвращаются к старой цене, таким образом возвращают деньги, растаможивают товар по заниженной стоимости. Но это не основная схема.

Еще один пример, когда товар конфискуют в связи с тем, что он идет по другому коду. Условно говоря, вы утверждаете, что у вас дешевая ткань, а на самом деле это очень дорогая качественная ткань, но ее растаможивают за бесценок. Далее таможня выносит экспертизу соответствующего решения, суды отменяют это решение. Как результат, это приводит к тому, что ткань все же растаможивается по более низкой цене. Существует целый комплекс разнообразных способов фактического хищения бюджета. Сказать, какой из них основной, я лично не могу: если бы была одна схема, ее бы давно уже закрыли.

"ДС" Перевесит ли положительный эффект от криминализации контрабанды финансовую выгоду государства от конфискации контрабанды, которая есть сейчас?

И.Н. Конфискация была и раньше. Контрабандный товар конфисковывался, реализовывался. Но главным моментом в упомянутом законопроекте является то, что контрабанда наконец должна быть перекрыта в принципе. И не надо взвешивать выгодность или невыгодность таких действий.

Люди, которые занимаются такой деятельностью, должны нести ответственность, то есть должны быть осуждены. Ведь такая преступность бьет не только по бюджету, но и по экономике страны в целом, когда украинские товары просто невыгодно производить. Статья о контрабанде уже была в Уголовном кодексе, но санкции по ней экономические. Сейчас за факты организованной преступности будут сажать, вот что изменится с принятием данного законопроекта.

"ДС" Не пытается ли ОП с помощью СНБО и этого законопроекта заниматься переделом черного рынка в пользу тех, чьих фамилий нет в решениях Совбеза?

И.Н. Все замечания, которые были в проект закона, учтены. Поэтому он абсолютно правильный и адекватный. Подследственность не изменена (могли передать в МВД), если дело касается должностного лица, то этим занимается НАБУ, если не должностного лица — этим будет заниматься Бюро экономической безопасности. Единственное, что оно скорее бы должно было начать работать.

"ДС" В какой-то мере будет возвращение к состоянию, которое было до портновских изменений в УК 2011 года, что декриминализировали контрабанду?

И.Н. Я бы не сказал, что это возвращение. По-другому прописано, прогрессивнее и адекватно. Ранее была просто уголовная статья. Но если человек неправильно заполнил таможенную декларацию, он не должен нести ответственность в контексте лишения свободы. Штраф заплатил — и все. А вот если ты организовывал группу, договорился с таможенниками, даешь им взятки и, соответственно, создаешь схему, то ты должен сидеть.