Почему Брюссель вспомнил о нашей коррупции, а Арахамия ответил о "генетическом коде украинцев" — интервью с Игорем Тышкевичем
Об оценке Брюсселем украинской коррупции, сигналах олигархам и "партнерозависимости" "ДС" поговорила с экспертом Украинского института будущего Игорем Тышкевичем
"ДС" 30 сентября член Европейской счетной палаты Юхан Партс попросил украинских журналистов, которые брали у него интервью, передать Владимиру Зеленскому, что аналогов украинскому уровню коррупции в ЕС нет. Таким образом он прокомментировал известное оправдание Зеленского, что Украину нечестно обвинять в коррупции, мол, она "есть везде". Что в Брюсселе хотят таким образом передать Банковой?
И.Т. В данном случае в очередной раз озвучен тезис о том, что Украина должна проводить внутренние реформы и политику по минимизации коррупционных рисков. Это уже давняя история, и в Европе не впервые напоминают нам о проблеме коррупционности. Поэтому с точки зрения каких-то обвинений Украины со стороны ЕС здесь нет ни одной новости.
С другой стороны, давайте посмотрим на последние резонансные решения СНБО, вспомним также проблему с выводом иностранцев с наблюдательных советов государственных корпораций. С нашей стороны нет коммуникации относительно того, в чем заключается логика таких действий, что с точки зрения европейских политиков, конечно, неприемлемо. И в связи с этим мы имеем дополнительное предупреждение из Брюсселя.
"ДС" В день заявления Партса глава фракции "Слуги народа" Давид Арахамия сообщил, что коррупция "зашита в генетическом коде украинцев". Можно ли считать это ответом Брюсселю и как это следует трактовать?
И.Т. Если это считать ответом Брюсселю, то очень неудачным. Тем самым господин Арахамия фактически подтвердил тезисы европейских чиновников, то есть их обвинения в высоком уровне коррупции. Глава парламентской фракции правящей партии не нашел лучшего ответа, чем сказать, что коррупция — генетически обусловленная вещь для украинцев.
Возможно, в каких-то украинских СМИ скажут на это "окей, что здесь такого", но с точки зрения европейских чиновников это, на минуточку, сказал один из топовых представителей нынешней украинской власти. Вот поставьте себя на место европейского политика: они такие утверждения вряд ли поймут. Поэтому, подчеркиваю, это можно рассматривать как крайне неудачную шутку, довольно опасную для имиджа нашей страны.
"ДС" Говоря о коррупции в Украине, Партс заявил, что "группа людей захватила страну и держит ее в заложниках". Далее прозвучало довольно радикальное предложение: ЕС должен разработать модель того, как обращаться с этой группой людей, чтобы ограничить их возможности действовать на европейском рынке. "Мы предлагаем, чтобы речь шла не только о сотрудничестве ЕС и украинского правительства, но и чтобы сам ЕС мог ограничить влияние и власть этих групп людей", — сказал также Партс. ЕС всерьез собрался атаковать украинских олигархов? Это предупреждение для Офиса президента Зеленского? Для Коломойского и Ахметова?
И.Т. Вопрос в том, что эта группа людей не названа. Это можно воспринимать по-разному: или как предупреждение для ОП, или для олигархов. Но проблема в другом. Эти заявления являются подтверждением предыдущего тезиса европейских чиновников о высоком уровне коррупции. Это можно расценивать как заявление о необходимости влияния на внутреннюю украинскую политику, и это не есть хорошо, в отличие от первого заявления Партса о коррупции.
Все-таки в Украине есть собственный президент, парламент и суды. Если они работают плохо, это проблема украинского общества. Но это не значит, что надо отказываться от ее решения согласно украинскому законодательству и идти в русле, прописанном европейскими чиновниками. Отвергать эти заявления не нужно, но нормально было бы поблагодарить, что нам напомнили о наших проблемах, но мы над этим работаем и делаем вот такие шаги.
"ДС" Четко просматривается усталость Зе-команды действовать в русле пожеланий наших западных партнеров. Наиболее откровенно об этом высказался министр иностранных дел Кулеба, использовав слово "партнерозависимость". К каким долгосрочным последствиям могут привести такие настроения на Банковой?
И.Т. Вопрос в том, что, с одной стороны, действительно есть зависимость от партнеров, а с другой стороны, есть желание развивать институциональную мощь собственного государства. Теоретически для украинского чиновника должно быть на первом месте развитие собственного государства. Простой вопрос: хоть кто-то из европейских политиков, которые избираются гражданами ЕС, являются гражданами государств, входящих в ЕС, поставит интересы развития Украины выше приоритетов своей нации? Конечно, нет. Это и есть ответ на вопрос, хорошая ли штука партнерозависимость.
Есть партнерозависимость — это факт, в чем нет ничего страшного, потому что каждое лечение начинается с диагноза. Далее вопрос: или продолжаем работать в формате партнерозависимости, при этом возникает вопрос, чьи интересы поддерживают наши партнеры. Или же мы постараемся не разругаться со своими партнерами, но действовать, имея собственную голову на плечах.