Игорь Семиволос о диверсии на ядерном объекте в Натанзе и возможном ответе Ирана Израилю

На вопросы "ДС" ответил исполнительный директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос

Игорь Семиволос / УНИАН

"ДС" Все совершенно очевидно, могут ли быть другие жизнеспособные версии: авария на ядерном объекте в иранском Натанзе - результат работы израильских спецслужб?

И.С. Я думаю, что для иранцев лучшая версия, конечно, это теракт. Израильский теракт, то есть диверсия. Так они снимают с себя ответственность за возможную халатность. Но я также склоняюсь к тому, что это была израильская диверсия. По крайней мере, об этом сейчас много говорят, и американцы подтверждают, что это были израильтяне. Это выглядит странно на фоне переговоров по ядерной программе Ирана, но если брать во внимание, что израильтяне сразу предупреждали — у них не будет никаких сантиментов к иранцам и они будут продолжать политику недопущения усиления иранских возможностей, — все более или менее понятно.

"ДС" Мог ли Вашингтон не знать о диверсии на ядерном объекте, которая готовилась? Слив изданию The New York Times от неназванных сотрудников разведки США о том, что Израиль это умышленно спланировал - это игра для достижения какого результата?

И.С. Ранее все-таки такие моменты согласовывали, а сейчас кто знает. По крайней мере, я представляю себе, что не очень понравилась американцам эта информация, то есть реакция была отрицательной. Вполне возможно, что она была такой уж постфактум, то есть они продемонстрировали свою непричастность, пытались дистанцироваться.

Очевидно, что это игра не в пользу Израиля. Это скорее игра в раздражение тем фактом, что израильтяне делают, то есть играют в самостоятельную игру, не учитывая интересов американцев. Мое впечатление такое. Все-таки это неприятный сигнал для израильских спецслужб.

"ДС" Вице-президент Ирана Али Акбар Салехи заявил, что Иран оставляет за собой право принять меры к исполнителям нападения. Чем реально Иран может ответить?

И.С. Думаю, Иран не может осуществить такую кибератаку, как израильтяне, сделать какую-то диверсию дистанционно. Очевидно, что речь идет об организации или теракта, или проведения какой-то военной операции.

"ДС" Вы имеете в виду атаку террористов "Хезболлы" или "Хамаса", которые фактически подконтрольны Ирану?

И.С. Да, конечно. Или, как уже стало привычкой, могут быть "бодания" в Красном море между иранцами и израильтянами, когда они обстреливают суда друг друга.

"ДС" В феврале Джо Байден заявил, что США не будут снимать санкции против Ирана, чтобы вернуть его за стол переговоров по Общему комплексному плану действий (ОКПД) по ядерной программе Тегерана, и отметил, что Иран должен сделать первый шаг и прекратить обогащение урана. Как диверсия 11 апреля повлияет на этот кейс? Ведь теперь обогащение урана не будет происходить минимум 9 месяцев...

И.С. Как минимум это означает, что у иранцев куча технологических дыр. И они не очень защищены от технологических атак, кибератак в том числе, это я могу сказать точно. Насчет всего остального, то это такой сигнал иранцам о том, что их попытки осуществить технологический прорыв контролируются и будут при первой возможности остановлены.

"ДС" А на сами переговоры по ОКПД это как-то повлияет?

И.С. Пока это настолько вялый процесс, говорить о каком-то серьезном движении в нем в ближайшее время просто не стоит, это скорее все же долгосрочная история. Там важен сам факт того, что американцы соглашаются на эту тему говорить и стараются максимально привлечь к этому процессу европейцев, то есть для Вашингтона это имеет большое значение. Им важно восстановить доверие, построить новую стратегию и в рамках этой новой стратегии переговорный процесс при посредничестве европейцев — это как раз то, что им нужно. Но в целом я не очень сильно вижу возможности сейчас серьезно достичь какого-то решения.

Я лично считаю, что отказ американцев от ядерного условия Трампа — это ошибка, но еще большая ошибка — возвращение к соглашению без учета ошибок и просчетов Обамы. Нельзя вернуться в ту же реку и попробовать реализовать стратегию без учета последствий, которые стали очевидными после введения этого соглашения. В первую очередь это иранская экспансия. Каким образом предотвратить иранскую экспансию - это будет большой вопрос, и без этого нет смысла дальше говорить.

"ДС" Иран, видимо, раньше рассчитывал, что Вашингтон будет влиять на Тель-Авив и там не будут делать каких-то резких шагов, по крайней мере до начала новых переговоров по ядерной программе?

И.С. Не думаю, что здесь ситуация такая линейная. Израильтяне удачно пользуются ситуацией, чтобы продвигать свои интересы, поэтому кто на кого давит — это еще большой вопрос.

"ДС" Как в целом изменится ситуация в регионе после атаки на ядерный объект в Натанзе?

И.С. Она повлияет так же как и предыдущие диверсии, которые совершали израильтяне. Это же не первая диверсия на самом деле, которая продемонстрировала их технологическое преимущество. Ничего особенного не произойдет, просто израильтяне в очередной раз показали, что иранцы реально не защищены от их атак.