Как Украине воспользоваться киберизоляцией России — интервью с Игорем Поповым
О предстоящем Альянсе кибердемократий и месте Украины в нем "ДС" поговорила с экспертом Украинского института будущего Игорем Поповым
"ДС" По словам заместителя руководителя Офиса президента Романа Машовца, Украина планирует присоединиться к инициативе США по внедрению коллективной защиты государств в киберпространстве. Какие выгоды дает нам такая инициатива?
И.П. На сегодня у нас достаточно успешное сотрудничество с США по безопасности нашей инфраструктуры и киберпространства, но этого мало. То, что Соединенные Штаты разрабатывают новые стандарты, для нас может стать возможностью. То есть тренд сейчас такой, что Китай уже создал свой суверенный интернет, систему электронных платежей, свои социальные сети, у них не работают WhatsApp, Facebook и другое. Сейчас по этому пути пойдет Россия. С одной стороны, она сама закроется, понимая, что технологические гиганты могут влиять на массовое сознание и на российское информационное поле. С другой стороны, Штаты постоянно педалируют тему российских хакеров, вмешивающихся в работу объектов инфраструктуры и в выборы, то есть США оградят Китай и Россию символическими киберстенами. Возникает вопрос — через кого пойдет российский трафик?
"ДС" Согласно докладу Украинского института будущего в случае введения ограничений на трафик данных с РФ и установление дополнительных фильтров для проверки Украина может перенаправить его через свои серверы и оптические сети. Насколько вероятен такой вариант и какие ресурсы для этого нужны?
И.П. Оптоволоконные кабели из России идут через Украину. На них можно будет ставить оборудование, которое будет фильтровать этот трафик. Сейчас разрабатываются новые правила, как это делать. Но наиболее интересен трафик, который идет сегодня через Россию, — это трафик из Азии, и если страну-агрессора ограничат, то для нас новые возможности, потому что азиатский трафик пока идет на Европу именно через государство-агрессора. Если будет создан новый Альянс кибердемократий, то туда вряд ли попадут Россия и Беларусь. Соответственно, трафик будет идти из Азии на Европу или через Турцию, или через нас. Кто быстрее сориентируется, лучше все просчитает, лучше инвестирует, тот и пустит этот трафик через себя.
Для нас это потенциально инвестиции в оптоволокно, серверы, системы защиты. Словом, можем наверстать определенным образом упущенную возможность участия в "Шелковом пути", только оптоволоконно-кибернетическом. Здесь надо вовремя выйти с инициативами, предложить, просчитать, выдержит ли наша инфраструктура такой поток данных, но это также и прибыль и безопасность территории. А в перспективе это может стать новой "газовой трубой".
"ДС" При СНБО действует Национальный координационный центр кибербезопасности, который сотрудничает с американскими коллегами. Можно ли расширить это сотрудничество на другие страны? Какие?
И.П. Скоро Зеленский посетит Штаты, и поэтому прежде всего мы говорим о них, а также о Германии, куда он тоже скоро поедет. Между прочим, большим партнером США в цифровой области является Эстония, которая очень диджитализирована, и на сотрудничество с ней нам тоже стоит обратить внимание. Кстати, правовые рамки, то есть новые реалии в международном праве, касающиеся регуляции поведения государств в киберпространстве, разрабатывает американский Центр Джорджа Маршала в Германии.
Если Украина делает геополитический выбор в пользу Запада, то тогда логично, что мы отказываемся от покупки оборудования в Huawei, а будем брать только Cisko. Со всеми можно сотрудничать, но с одними конкретно, а с другими декларативно.
"ДС" Какой может быть формат участия украинских специалистов в разработке новых критериев должного поведения государств в киберпространстве?
И.П. Поскольку есть публичная информация о том, что Джо Байден поручил упомянутому Центру Маршала разрабатывать эти критерии, конечно, хотелось бы, чтобы в соответствующие рабочие группы попали украинские специалисты. Они должны держать руку на пульсе, и когда будет какое-то учредительное заседание Альянса кибердемократий, мы должны были бы быть в числе его учредителей.
"ДС" Есть страны, кроме России, к чьим киберугрозам нам стоит быть готовыми?
И.П. Нам в любом случае нужно будет защищать цифровую инфраструктуру, независимо от того, откуда пойдет атака. Разумеется, если ставится софт и оборудование американское — это значит, что мы доверяем и не надеемся получить удар в спину, хотя, конечно, в этом оборудовании всегда есть "черные двери", через которые они могут зайти.
Но если оборудование ставить китайское, это также означает, что ты открываешь свои государственные тайны перед тем, кто установил тебе оборудование. На определенном этапе, несколько лет назад, Кабмин даже подписал меморандум о сотрудничестве с китайцами, которые обещали бесплатно предоставить серверное оборудование для правительства, но потом эту историю быстро замяли. Сегодня нам надо выбирать, к кому присоединяться, и это вряд ли будет Китай.