Игорь Романенко: Приказ о заходе в Старомарьевку мог отдать командир бригады, а не Залужный
Как события вокруг Старомарьевки будут влиять на ситуацию в зоне ООС, "ДС" поговорила с генерал-лейтенантом, экс-заместителем начальника Генштаба Игорем Романенко
"ДС" 26 октября военные 93-й бригады ВСУ зашли в Старомарьевку, которая находится в "серой зоне". Согласно официальному объяснению это была группа сопровождения гуманитарной миссии, которая вышла из поселка в тот же день. Что, по-вашему, произошло на самом деле?
И.Р. На этот счет выступил командир бригады, и я добавить к этому ничего не могу. Надо понимать: россияне настаивают, что мы захватываем новые позиции, хотя мы знаем, что по Минскому соглашению Дебальцево должно находиться на неоккупированной территории, а оно еще в феврале 2015 года было захвачено боевиками, и они его не отдают. То есть мы однозначно ничего не нарушали.
Но провоцировать агрессора сегодня не нужно. Путин с весны потратил много усилий, чтобы сформировать нынешнюю группировку войск у наших границ. Затем он посмотрит, как будет складываться ситуация, а пока дал свое согласие на встречу в нормандском формате министров иностранных дел. Если с его точки зрения сдвигов не будет, Москва будет принимать решение, что делать с этой группировкой, потому что это большие средства. Там где-то три армии, передислоцированные и сосредоточенные на границе. Потому нам нужно отстаивать свои интересы, но провоцировать лишний раз не нужно.
"ДС" Мог ли заход в Старомарьевку пройти без ведома Главкома ВСУ Залужного? Скажем, по инициативе военного командира среднего звена?
И.Р. Мог. Сейчас полномочия по принятию оперативных решений отдали на уровень командиров. Если командир бригады объясняет, что там происходит, то, возможно, решение о таких действиях может принять командир низшего уровня.
"ДС" Российские власти и пропагандисты подозрительно вяло отреагировали на "беспределы карателей", покорив наших военных за якобы очередное нарушение "Минска". Чем обусловлена такая подозрительно спокойная реакция?
И.Р. Эта реакция только внешне спокойна. На самом деле Путин раздражен. И потому, что не удалось легитимизировать руководство ОРДЛО и реализовать выгодную ему часть Минских соглашений, и ситуацией с Медведчуком и его телеканалами.
Не забывайте, что есть миллиардные расходы на группировку вблизи наших границ, которая, по информации нашей разведки, уже насчитывает 90 тыс. военных. Эти деньги тратятся с целью политического давления на нас и наших союзников, и это значительно важнее обсуждаемого эпизода.
Кроме того, следует отметить, что идет именно гибридная война. Россияне до сих пор говорят, что "их там нет". Соответственно, нам нужно себя вести и делать информационное обеспечение так, как это выгодно Вооруженным силам и государству в целом. К примеру, туркам не нужны лишние проблемы с Россией и они заявили, что "Байрактары", купленные у Турции, украинские. Так и мы должны говорить, что это украинский "Суслик", а не турецкий "Байрактар". А нам еще с турками нужно и завод построить, и центр по обслуживанию украинских "Сусликов". То есть надо отстаивать свои позиции, в том числе в инфополе, а союзники помогут справиться с давлением агрессора. Они уже это делают: американцы завели в Черное море два мощных корабля – один управления и разведки, а второй – эсминец, оснащенный современными ракетами.
"ДС" Сегодня российские СМИ пишут, что Старомарьевка остается под контролем украинских военных. Как это соответствует реальности?
И.Р. Командир 93 бригады объяснял, что нашим военным нужно было обеспечить проход группы, занимавшейся гуманитарной помощью местным. Они вошли, обеспечили охрану и затем вернулись на прежние позиции. Если так, то и хорошо.
"ДС" Старомарьевка — это уникальный, частный случай, возможно ли расширение украинского присутствия в "серой зоне" в других населенных пунктах?
И.Р. Не думаю, что сейчас нам целесообразно расширяться в "серой зоне" военным путем. Необходимо решать вопросы, помогать населению данной территории через гуманитарную подгруппу Трехсторонней контактной группы.
"ДС" Повлиял ли этот эпизод на ситуацию в зоне ООС в целом? Повлияет ли еще в будущем?
И.Р. Если его дальше не будут раздувать, то нет. Просто каждая сторона сделает выводы и будет вести себя в соответствии с условиями гибридной войны.