Фестивальный бум. Как пандемия изменила концертную индустрию Украины
Руководители PR-компании "Дель Арте" Ольга Стельмашевская и Юрий Гулевич рассказали о том, в каком состоянии находится концертно-гастрольная отрасль Украины после локдауна, как развивались ее отношения с властью и на что она рассчитывает в ближайшем будущем
"ДС" Как пандемия коронавируса повлияла на концертно-гастрольную индустрию. Какой главный урок извлекли из сложившейся ситуации артисты и организаторы концертов?
О.С. Самый главный урок – классика вечна. Объясню. Шоу-бизнес, привыкший к большезальным концертам и турам, в условиях пандемии оказался не очень гибким. А классика, которая была у нас на периферии массового интереса, в условиях карантина наоборот – оказалась более жизнеспособной и креативной. Классические музыканты всегда жили в более жестких условиях, чем шоу-бизнес, который привык к другим деньгам. Но опять же, те же классические музыканты и актеры театров не могли проводить репетиции, а для них это смерти подобно. Соответственно, руководители коллективов вынуждены были искать новые формы и локации. В ход шли даже внешние балконы фасадов театров, которые не использовались никогда, их стали приспосабливать под импровизированные сцены и показывать там спектакли. В моду вошел формат open air – мероприятия под отрытым небом. Особенно это касается концертов оперной и симфонической музыки. Задействовали все – сады, парки, крыши. И это производило фурор, ведь публика очень любит какие-то нестандартные решения.
Ю.Г. Кстати, звезды шоу-бизнеса тоже старались удивлять публику, придумывая интересные форматы. Один из них — так называемые "безопасные концерты". Первыми в Украине такой концерт сделала рок-группа Green Grey, которая соорудила сцену на трансформаторной будке, а зрители выкупали номера с балконами в киевской гостинице "Братислава". Понятно, что затраты на организацию подобного концерта не отбивались продажей билетов. Скорее, это была акция из серии "напомнить о себе". Следующими эстафету в Киеве подхватил отель "Баккара", там тоже начали устраивать разнообразные концерты, где зрители сидели на балконах в гостинице, а импровизированная сцена была на воде на понтоне. Плюс группа "Беz обмежень" организовала безопасный тур в формате авто-кинотеатра и поехала с ним по городам Украины. Люди находились в своих автомобилях, которые были расположены на достаточной дистанции друг от друга, а на том месте, где обычно располагался экран, играла группа. Финальный концерт этого тура состоялся в аэропорту "Борисполь" на прошлый День Независимости. И таких концертов было достаточно много, а в "Баккаре" они проходят до сих пор.
По поводу классики. Не стоит забывать, что эти коллективы выживали, в основном, за счет того, что находились на балансе государства и их зарплатный фонд не опускался ниже 70% даже во время локдауна. А вот гастрольный бизнес за время пандемии пострадал очень серьезно. Локдаун отбросил его где-то лет на 7 назад, примерно к 2014 году. Бесчисленное множество мероприятий и концертов в один момент отменилось и перенеслось. Были лишь три исключения, когда организаторы, отменив концерты, вернули деньги за билеты. Речь о концертах Стинга, Ленни Кравица и Андреа Бочелли. Все остальные до сих пор не отработали все перенесенные мероприятия. Организаторы концертов и фестивалей остались брошенными на произвол судьбы. Государство палец о палец не ударило, чтобы хоть как-то им помочь пережить этот период. Люди остались один на один с огромными долгами. Артистам под запланированные концерты были выплачены гонорары, если не целиком, то начиная от 50%, запущены и проплачены рекламные кампании, забронированы отели, выкуплены переезды и перелеты. Все эти траты — сотни миллионов гривен, потерянных навсегда. Рынок до сих пор не пришел в себя.
"ДС" Ну, хоть какие-то гастроли запланированы на ближайшее время?
Ю.Г. Буквально несколько недель назад на афишах появилось имя Ника Кейва. Его концерт запланирован на конец августа 2022 года. Билеты уже есть в продаже. Но опять же, если мы посмотрим на рынок рекламы и каких-то наружных проявлений, то рекламы концертов даже украинских звезд, не говоря уже о зарубежных, практический нет. Сейчас организаторы перестали рекламировать концерты – боятся, ведь каждый день нас пугают очередным локдауном. Люди просто не понимают, что им делать.
"ДС" В прошлом году все пострадавшие от локдауна отрасли тем или иным образом напоминали о себе государству. Как это делала концертная индустрия и делала ли вообще?
Ю.Г. В прошлом году некая концертно-гастрольная ассоциация вместе с подрядчиками по монтажу сцены, света и звука собрались и поставили возле Арки дружбы народов огромные прожекторы, которые били в небо, напоминая о том, что в стране помимо всего прочего есть и концертно-гастрольный рынок. Больше никаких акций не проводилась. И если честно, я удивляюсь украинским артистам, которые в этот тяжелый период так и не смогли объединиться. Из всех, кто протестовал против этих бесконечных карантинных мер, запомнилась только Ольга Полякова. Если остальные к ней не присоединились, значит — дела у них шли неплохо.
Если говорить об агентствах, которые занимаются конкретно гастролями, в том числе и зарубежных артистов, там существовала и существует абсолютная разобщенность. Их не объединил даже такой форс-мажор как коронавирус. За свою многолетнюю практику я помню два прецедента. Первый – когда государство пыталось обложить гастрольно-концертный рынок дополнительными налогами в 2013 году. И второй – когда было разбирательство между организатором концертов и билетным оператором. Тогда промоутеры поддержали коллег только потому, что понимали, что завтра на их месте могут оказаться они сами.
"ДС" Если говорить о моде и искусстве, то многие художники и дизайнеры воспользовались паузой и наконец-то сделали то, что давно планировали, но до чего у них не доходили руки. У артистов и музыкантов произошло также?
О. С. Конечно. Очень многие концертные площадки и театры воспользовались вынужденным простоем, и сделали ремонты, которые не могли себе позволить из-за насыщенного концертного графика или текущего кассового репертуара. К примеру, в Национальном дворце искусств "Украина" наконец-то заменили ярко-бирюзовые кресла в зрительном зале на кресла более спокойных тонов, которые не будут выбиваться из телевизионной картинки при прямой трансляции. Еще оборудовали пандусы для людей с инвалидностью, отремонтировали туалеты и сделали малый зал, превратив его в высокотехнологичную площадку. Поставили наконец-то электронное табло, заменив им вечный базар из наклеенных и разношерстных афиш. Театр оперетты также полностью отремонтировал свою главную сцену и зрительный зал. В международном центре культуры и искусств Федерации профсоюзов Украины, или как мы привыкли его назвать Октябрьском дворце, полностью заменили кресла в партере. Я думаю, многие театры и концертные площадки в разных городах занялись подобными вещами.
Не стоит забывать и о другой стороне медали – творческой. Многие коллективы креативили интереснейшие программы, репетировали больше обычного, нанимали коучей, чтобы поднять общекультурный уровень своих исполнителей. Яркий пример – симфонический оркестр Львовской национальной филармонии имени Мирослава Скорика — INSO-Lviv: за период карантина совершили просто невероятный прорыв и перешли на качественно иной уровень исполнительского мастерства. Кстати, именно этот коллектив предложил еще одну форму концерта. Они сняли первые ряды зрительных кресел во Львовской филармонии и сделали очень четкую и выверенную по необходимой дистанции рассадку самого оркестра. Конечно, это резко сократило количество зрительных мест в зале. Но это был очень интересный эксперимент, который позволил музыкантам поработать со звуком.
Коллективы стали напрямую через соцсети коммуницировать со своим зрителем. По нынешним временам, если ты не можешь продать свой музыкальный продукт и заинтересовать потребителя, то, как бы ты не играл и не пел, грош тебе цена. И если рок и поп звезды всегда уделяли внимание своим соцсетям и умели это делать и до локдауна, то театрам и коллективам, исполняющим классическую музыку, пришлось этому научиться. В свою очередь, это дало мощнейший толчок вплоть до появления такого жанра как "Театр 360 градусов": снимается полная версия спектакля, которая может существенно отличаться от сценической. Яркий пример – спектакль "Камінний господар", который выпустил Театр на Подоле к юбилею Леси Украинки. Это принципиально другой подход к съемкам театрального продукта. Вот тут мы впервые не догоняем Европу, а находимся с ней на одной параллели. Когда только начался карантин, все творческие люди просто "залипли" и смотрели в онлайн постановки Metropolitan Opera, Comédie-Française, и прочих мировых лидеров в этой области. А посмотреть там есть что. Надо сказать, что во время карантина многие легендарные театры открыли свои архивы, и это тоже привлекло определенный сегмент зрителей, которые раньше вообще не интересовались театром.
Ю.Г. Хочу еще добавить о "Театре 360 градусов". На самом деле первым прошлым летом совершил прорыв Олег Винник, который на НСК Олимпийский сделал первый VR-концерт. Билеты, вернее, пароли доступа, на него стоили до 600 гривен. Любой человек, купив пароль доступа и имея очки виртуальной реальности, мог посмотреть концерт. Эта технология дала зрителям ощущение полного присутствия на концерте, причем там были такие опции, как купить плюшевого мишку и подарить артисту. Концерт был реальным, со всеми положенными атрибутами — сценой и всем необходимым оборудованием — только он проходил на пустом стадионе без зрителей.
Но как бы не пытались смотреть через очки, в машинах, из окон отелей, — живого присутствия на концерте заменить ничего не может. За год до пандемии мы начали проводить концерты оперных звезд на Софийской площади под открытым небом, и мы всегда очень много усилий прилагали для того, чтобы заполнить сидячую зону. Так вот, прошлым летом в августе, когда мы проводили подобный концерт, эта зона вместо обычных полутора часов заполнилась за 20 минут. И такого количества восторженных отзывов в соцсетях мы еще не получали никогда. Люди, да и сами артисты, соскучились по живому общению. Особенно это было ощутимо на Atlas Weekend, который в этом году, если верить их данным, посетило около 300-400 тысяч зрителей только за один день. Это рекорд.
"ДС" После локдауна ценовая политика претерпела какие-то изменения в гастрольно-концертной сфере? Повысились ли гонорары артистов, стали дороже билеты?
Ю. Г. Если говорить о зарубежных артистах, то пока мы не можем ничего сказать. Гастролей нет, до сих пор еще не выданы все долги по переносам концертов за 2020 год, и понятно, что эти мероприятия будут проходить по старым ценам. Из новых заявлен пока только Ник Кейв, который будет выступать во Дворце спорта, но я не могу сказать, что там "драконовские" цены. Если говорить о молодежном сегменте и выступлениях в ночных клубах, то цены не особо изменились.
О.С. Сейчас у артистов другая цель – вернуть зрителя в залы. Театры и филармонии именно поэтому не повышали цены на билеты. Мы в основном рассуждаем и говорим о Киеве, а чем дальше от столицы, тем меньше платежеспособность зрителя. Очень многие театры годами работают над тем, чтобы зритель пришел в театр и им очень важно сохранить свою публику.
Ю.Г. Концертные площадки цены на аренду залов точно не поднимали. Если говорить о гастролях, то здесь на ценообразование влияют еще и внешние факторы. К примеру, тем, кто у нас сейчас собирает полные залы – по 6-7 тысяч зрителей за вечер — попадать в Украину все сложнее и сложнее. Особенно учитывая то, что сейчас перекрыто авиасообщение с Беларусью, и то, что международные поезда никто так и не запустил. Если мы говорим об английско-французско-немецко-американских известных музыкантах, то здесь проще – авиасообщение напрямую.
О.С. С другой стороны, сокращаются расходы на рекламу. Мне самой интересно посмотреть, как будут продавать большие концерты. Потому что продажа билетов на такие мероприятия требует значительных рекламных вложений. Наружные рекламные носители стали дорогими, их в больших городах становится все меньше. И там, где можно было разместить ситилайт за 3 тыс грн в месяц, сейчас стоит диджитал-борд, который продается только сетью, и стоит это уже 30 тыс грн.
"ДС" Этой осенью в Украине бум фестивалей. Причем самых разных — от фестивалей борща и картошки до театральных и кино-этнографических. С чем это связано?
О.С. Во-первых, в прошлом году фестивалей не проводили, а в этом отдают долги. Во-вторых, если раньше они распределялись более равномерно и посезонно, то в этом году все запустились в летне-осенний период. Плюс очень много грантовых проектов от Украинского культурного фонда подтвердили позже обычного, все они перенеслись на осень. И опять-таки многие фестивали — это последствия локдауна. По нынешним временам намного надежнее провести фестиваль на открытом пространстве, чем мероприятие в закрытом помещении.
"ДС" Когда, по вашим прогнозам, в полном объеме восстановится объем гастрольно-концертного рынка?
Ю.Г. Для того, чтобы в Украине гастрольно-концертная индустрия вернулась к уровню конца 2019 года, понадобится года три-четыре. Если говорить о наших "запоребриковых соседях", то у них огромное количество гастролей зарубежных звезд запланировано именно на 2022 год. А учитывая, что мы до сих пор сильно зависим от Москвы и очень многих крупных артистов везем оттуда после того, как они выступят там, как говориться "идем прицепом", то и наш гастрольный рынок, скорее всего, оживится в 2022 году. В данный момент у нас просто некому возить в Украину звезд категории "А". Промоутеры ушли с рынка.