Экозащитник Александр Коваль о подрыве Каховской ГЭС: загрязнение Черного моря, гибель птиц, дельфинов и промысловой рыбы
"ДС" поговорила с экозащитником, главой ОО "Зеленая генерация" Александром Ковалем о том, какие последствия для природы украинского юга будет иметь разрушение Каховской ГЭС и ожидает ли Херсонщину запустение
В ночь на 6 июня российские войска взорвали Каховскую ГЭС. Станция восстановлению не подлежит. Последствия катастрофы колоссальные — проводится эвакуация людей в прибрежные деревни и поселки, а это почти 80 населенных пунктов. В этом районе жили не менее 100 тысяч человек. Страдают и животные — в Новой Каховке затопило зоопарк "Сказочная дубрава", погибли до 300 его обитателей — спастись смогли только лебеди и утки. В Минагрополитики заявили, что в результате уничтожения Каховской ГЭС будут затоплены несколько десятков тысяч гектаров сельскохозяйственных земель Херсонской области, остановится большинство оросительных систем соседних регионов и ожидается массовая гибель рыбы и уничтожение других биоресурсов. "ДС" расспросила экоактивиста, главу ОО "Зеленая генерация" о том, как катастрофа на Каховской ГЭС повлияет на природную среду украинского юга.
"ДС" Какие долгосрочные последствия крушения Каховской ГЭС?
О.К. Будет комбинация нескольких факторов. Прежде всего, какая-то часть территорий станет непригодна для жизни просто из-за повышения уровня воды и фактически затопления территорий, которые исторически были заселены людьми. Те же острова, те же поселения вдоль Днепра — там просто невозможно будет жить.
Во-вторых, произойдет отселение из городов, расположенных вдоль Каховского водохранилища. Ведь в Никополе и Марганце еще до того были проблемы с водоснабжением, появлялись сообщения о падении уровня воды, а это большие города с населением более 100 тысяч человек. Пока остается вопрос, смогут ли вообще люди там жить из-за проблем с водоснабжением.
К тому же, мы вообще не знаем, насколько будет загрязнена территория, потому что вдоль русла находились склады пестицидов, промышленные объекты. Нужно будет собирать пробы воды, почвы, чтобы понять, насколько велико будет загрязнение территорий.
Как подрыв ГЭС повлияет на экологическую ситуацию в Украине и мире?
О.К. К примеру, Черное море. Оно сейчас испытывает жесткое негативное влияние в результате войны — из-за ракетного топлива и тому подобного. Черное море — это региональный объект, который может повлиять и на Турцию, и на Болгарию, и на Румынию. Западное общество достаточно чувствительно к экологическим проблемам, у них более развита экологическая культура. Поэтому они, безусловно, обратят на это внимание и, надеюсь, каким-то образом помогут. Как минимум, региональное влияние точно будет, потому что, ввиду структуры Черного моря, именно на прибрежной части наиболее активно бурлит жизнь.
А из-за катастрофы на Каховской ГЭС прибрежная часть также испытает удар, поэтому пострадают не только дельфины, но и "промысловая" рыба. К тому же, мы не знаем, какой действительно будет концентрация вредных веществ в море. Через несколько недель все может дойти и до Турции, и Болгарии, и Румынии. Там они измеряют свои характеристики загрязнения воды и обнародуют информацию. Фактически, будет повторение ситуации с Чернобылем, когда повышенный уровень радиации обнаружили зарубежные эксперты. Думаю, только через несколько недель увидим их реакцию и узнаем уровень ущерба.
Там и мины вымывало на берег, обломки ракет, смыло практически несколько сот квадратных километров. Там могли быть склады с чем угодно. Этих пестицидов может хватить, чтобы отравить половину прибрежной зоны.
Как повлияет катастрофа на Каховской ГЭС на фауну региона? Жили ли на затопленных территориях животные, занесенные в Красную книгу? Есть ли шанс, что им удалось спастись?
О.К. Иван Русев, эколог из Тузловских лиманов, писал о нескольких видах краснокнижных животных, обитающих в нижней части русла Днепра, там, где дельта. Следует учитывать, что сейчас происходит сезон гнездования птиц, и птенцы еще не развились достаточно, чтобы убежать — значит, все будет уничтожено. Вспомним катастрофу с заповедником "Аскания-Нова", когда фактически смыло всех птенцов, потомство всех животных. Я лично был в этих плавнях Днепровских, там нет цивилизации – просто тростник, острова, плавни, болота. Рыба, наверное, не столь пострадает, а вот птицы, млекопитающие, которые как раз выводят свое потомство, понесут ущерб.
"ДС" Изменит ли катастрофа климат региона? Как?
В целом, природозащитники даже условно против дамбы, поскольку это плохо влияет на экологию. Это правда, но уменьшение их количества не должно происходить такими методами — сейчас происходит катастрофа. Вопрос в том, что даже в столице климат для строительства нашего Киевского водохранилища был более сухим. Действительно, водохранилища влияют на то, что климат становится более влажным. Когда течение русла нормальное, то климат более сухой, поскольку нет большой поверхности испаряющейся воды.
Поэтому на климат катастрофа в любом случае влияет. С точки зрения техногенных опасностей в частности, потому что все эти атомные электростанции, ГЭС, промышленные предприятия — оно все планировалось и строилось в связке. Поэтому вопрос возникнет о заводах металлургических в Никополе, Марганце, Днепре. Сможет ли это все дальше работать, функционировать.
Если восстановить дамбу не удастся в ближайшее время, как это будет влиять на среду?
О.К. Уже писали, что для восстановления дамбы нужны год-три, но это, скорее, вопрос экономической целесообразности. Нужно ли это действительно? Если засадить эту землю пшеницей, то выгода от этого будет больше. Поэтому возникает вопрос, готовы ли граждане Украины выплатить несколько миллиардов гривень на восстановление дамбы или, возможно, людям нужно жилье, финансирование армии. Думаю, вряд ли кто-нибудь будет частные средства вкладывать именно в этот объект. Плюс, непонятно, насколько это будет экономически целесообразно. С точки зрения экологии, однозначно все экологи будут говорить, что это не нужно — пусть река течет, как она течет. Следует сосчитать деньги и с точки зрения экономической целесообразности определить важность этого восстановления. Тем более, что это проект минимум на несколько лет, три — самый оптимистичный сценарий.
Существует версия, что природа за почти 70 лет работы станции и существование большого водохранилища приспособилась к ней. Так ли это? В чем это проявлялось?
О.К. Животные сменяют пути миграции, птицы сменяют пути миграции, какие-то виды исчезают. Но это искусственная история. Скажем, Киевское водохранилище тоже искусственное сооружение, которое нужно постоянно поддерживать. Следует его прочищать, следить за уровнем воды. Запустили специальных рыб — и произошло нарушение миграции рыб. У нас 100 лет назад осетровые водились в Киеве. Черную икру где-то на Троещине можно было поймать.
Я не могу сказать, что природа приспособилась. Эволюция — это миллионы лет, дамба простояла всего семьдесят. Но однозначно ее подрыв – это технологическая катастрофа, и однозначно – это страшная вещь.
Также из-за катастрофы остановится поставка воды в системы орошения полей Херсонской и Запорожской области, причем в основном на оккупированных землях. Удастся ли восстановить сельское хозяйство на этих землях? Или снижение уровня воды в Каховском водохранилище, наоборот, не повлияет на это?
О.К. Там и до того было много проблем. А здесь, представьте себе: было поле, принадлежавшее какому-то владельцу, а здесь его просто залило. И для того, чтобы дамбу восстанавливать, нужно тратить миллиарды долларов.
Опять же, вопрос приоритетов. Кроме того, все дно будет замыто песком. Формирование чернозема происходит сотни лет. А тут землю песком засыпало.
Действительно ли отсутствие воды в Каховском море может привести к осушению полей юга Украины с последующим запустением? Как быстро?
О.К. Здесь фактически нужно будет смотреть, насколько оно повреждено, проанализировать это влияние. Но фактически вся территория была в зоне риска еще до войны. Одесская, Херсонская область – постоянно были сигналы о том, что там засушливое лето, изменения климата тоже никто не отменял. А сейчас ситуация еще усугубилась. Фактически система этих каналов уничтожается.
Сколько я общался с людьми из Донецка, говорят, территория превратится прямо в степь, которая там была 200 лет назад. Будет как после хана Батыя в Киеве.
Все в шоке. Я очень надеюсь, что будет какая-то реакция международного сообщества. Потому что следующее, фактически, это Запорожская АЭС.