Денис Казанский о будущем нормандского формата после Меркель
Будет ли возрастать давление Берлина на Киев относительно имплементации формулы Штайнмайера, "ДС" поговорила с членом украинской делегации в ТКГ Денисом Казанским
"ДС" МИД Германии недовольно прокомментировал применение Украиной "Байрактара" на Донбассе. Может ли такая реакция свидетельствовать о начале смены курса по отношению к Украине, связанного с победой СДПГ на выборах?
Д.К. Мне показалось, что это было абсолютно обычное заявление, в стиле "глубокой обеспокоенности". Подобные заявления постоянно возникают последние лет семь-восемь, поэтому я бы вообще посоветовал не обращать на них внимания. По-моему, это какой-то очередной дежурный набор слов, который ни к чему не обязывает. Просто нужно что-то сказать, и они выдают подобный малозначимый комментарий.
"ДС" Как смена правительства в Германии в целом отразится на перспективах нормандского формата — можно ли говорить о том, что давление на Киев относительно имплементации формулы Штайнмайера и по другим вопросам будет возрастать?
Д.К. Пока это из ряда допущений — может возрасти или нет. Такой вопрос можно адресовать немецким политикам: это зависит от коалиции, ведь в ней будет Партия зеленых, позиция которой является более проукраинской. Поэтому здесь трудно гадать, давайте подождем и посмотрим.
Если говорить о формуле Штайнмайера, то она — лишь одно незначительное звено в цепочке событий, которые должны произойти, чтобы она стала активной. Реализация этой формулы будет возможна, когда, во-первых, будут прекращены обстрелы, во-вторых, удастся договориться по вопросу о выборах на неподконтрольной территории. Если все это случится, то тогда можно переходить к реализации этого механизма урегулирования.
Но сейчас мы и близко не подошли к вопросу прекращения огня и разведения войск, не говоря уже о выборах и каком-то политическом урегулировании, от которого мы бесконечно далеки. Ситуация в абсолютном тупике. Россия не только не хочет ее решать, но и делает все, чтобы усложнить.
Да и вообще непонятно, как можно там эти выборы провести, если Москва форсирует раздачу российских паспортов, лишая местное население гражданства Украины. Нет понимания даже того, где начинается и заканчивается ОРДЛО, ведь для проведения выборов нужна четко очерченная территория. Например, вопрос с оккупированным Дебальцево не решен, а по Минским договоренностям это Украина. И они говорят, что не собираются нам отдавать этот район. Поэтому как в таких реалиях можно говорить о воплощении идеи Штайнмайера? Перед внедрением этой формулы нужно сделать огромное количество шагов. Понимания, как их сделать, нет и близко.
"ДС" Будет ли новый канцлер заинтересован в личной встрече нормандской четверки? Или эту перспективу, как третьестепенную для нового правительства, отложат в очень долгий ящик?
Д.К. У меня вообще нет иллюзий, что украинская тема где-то является первостепенной, кроме самой Украины. Думаю, надеяться, что украинская тема везде должна быть на первом месте — довольно инфантильная позиция. В первую очередь каждое государство решает свои вопросы, а потом уже занимается внешней тематикой.
"ДС" Будет ли заинтересована во встрече в нормандском формате Россия, с учетом хороших отношений с немецкой СДПГ?
Д.К. Сложно сказать об отношениях Москвы с германской новой властью. Знаю лишь, что Россия точно не хочет мира и поэтому они постоянно стараются срывать эти встречи, их не проводить.
"ДС" Недавно Москва заявила, что не возражает против присоединения к нормандскому формату США. То есть она видит в этом для себя какую-то выгоду. Какую?
Д.К. О каких-то непубличных договоренностях по нормандскому формату мне неизвестно, нужно спрашивать у нашего МИДа.
"ДС" Расхожее суждение о том, что нормандский формат пребывает в тупике, скоро превратится в мем. По вашему мнению, каким может быть выход из тупика?
Д.К. На данный момент все форматы в тупике из-за позиции России, которая не готова прекращать агрессию против Украины. Россия не хочет мира и разжигала эту войну не для того, чтобы ее завершить. Цель Москвы — поставить Украину на колени и сделать своим сателлитом. Пока мы не уступаем, на это не соглашаемся — они не готовы к перемирию и завершению конфликта.
А формат не имеет значения. Главное — это политическая воля Кремля, которая сейчас состоит в том, чтобы война продолжалась. Следовательно, ни в одном из форматов мы ничего не сможем решить.
"ДС" Возможны ли в обозримой перспективе хотя бы небольшие встречные шаги: обмен пленными, открытие КПВВ?
-Д.К. Хотелось бы верить, но дело в том, что Россия шантажирует Украину этими вопросами. Надеемся, что здравый смысл возобладает, и они согласятся все же кого-то обменять.
"ДС" Как мы можем отреагировать на предложение России о замене в ТКГ Третьякова Медведчуком?
Д.К. По–моему тут все очевидно. Россияне хотят поставить своего агента, чтобы с его помощью попытаться как-то надавить на Украину. Для нас это, естественно, неприемлемо.