• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Анна Мищенко о масштабах детской наркомании в Украине и методах решения проблемы

12-летние дети в Украине уже принимают алкоголь и наркотики, однако для того, чтобы решить эту проблему, нужно бороться не только с последствиями проблемы, а прежде всего, с ее причинами

Анна Мищенко
Анна Мищенко / uifuture.org
Реклама на dsnews.ua

Об этом Анна Мищенко – общественный деятель и создательница инициативы "Социальный диалог", занимающейся изучением проблемы наркотической и алкогольной зависимости в Украине, рассказала в интервью Depo.ua.

Мищенко - бизнесвумен, автор социального проекта, цель которого – комплексная помощь людям, страдающим наркотической и алкогольной зависимостями. Вместе с командой "Социального диалога" разрабатывает программу, благодаря которой наркозависимые на этапе ресоциализации, смогут стать на учет в центре занятости, пройти перепрофилизацию, переобучение и найти работу.

По ее словам, не крайне важно понимать, что в контексте зависимости нужно говорить о созависимости. Созависимый человек в процессе реабилитации зависимого страдает не меньше, собственно того, к кому он обращается. По ее словам, лечение от зависимости должны проходить оба лица: зависимый — в центре реабилитации, созависимый — получать помощь психологов и терапевтов, которые специализируются в данном вопросе. Большинство родственников попросту не готовы принять назад в семью наркозависимое лицо.

Кроме того, добавила Мищенко, необходимо наработать механизмы, которые позволят людям, которые прошли реабилитацию, реинтегрироваться в социум. Она добавила, что работает над этими вопросами вместе с соавтором проекта, помощником-консультантом главы Комитета Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности. Викторией Мозговой.

Мищенко напомнила, что на международной конференции в мае заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко затронул важный аспект, который касается не только людей з зависимостями — уровень преступности, которую можно снизить, помогая наркозависимым с лечением и реабилитацией.

По словам Мищенко для решения этих проблем нужен комплексный подход, к которому подключились бы Минздрав, Минсоцполитики, МВД, Минюст, а также врачи-практики и представители уже действующих реабилитационных центров.

Корень появления зависимости у подростков — в их психике. У таких детей много свободного времени. Кроме того, проблемами для них является отсутствие любви или недопонимание со стороны родителей, недостаточное внимание педагогов.

Реклама на dsnews.ua

Мищенко подчеркнула, что проблема детского алкоголизма сейчас стоит не менее остро. В качестве примера она привела зависимых от алкоголя детей, к которых к шестнадцатилетнему возрасту была практически уничтожена поджелудочная железа.

Кроме того, Мищенко рассказала о результатах исследования "Определение масштабов наркотической и алкогольной зависимости. Общественные последствия", которое в рамках ее общественной инициативы проводил Украинский институт будущего.

Согласно его результатам, у каждого пятого украинца в семье есть близкий зависимый алкоголик, а у каждого десятого — зависимый наркоман. 53% из этих людей являются агрессивными, указала Мищенко. Зависимые люди проявляют свою агрессию и дома, и на улице. В частности, говорит общественный деятель, они бьют домашних, выносят вещи, крадут или обижают соседей.

Также, данным исследования, по результатам исследования, масштабы употребления наркотиков на востоке Украины — больше, чем на западе страны. Мищенко предположила, что это может быть связано, в первую очередь, с военными действиями на Востоке. Также также влияет на ситуацию уровень экономического развития региона, например, безработица. Впрочем, Мищенко подчеркнула, что эти рассуждения не подкреплены дополнительными исследованиями.

Также в рамках инициативы было с помощью известного психолога Дмитрия Карпачова было проведено онлайн-исследование о детской зависимости, в котором приняли участие 2 200 родителей. Так, психолог опубликовал на своих страницах в соцсетях анкеты, а активисты получили срез, который, хоть и нельзя считать репрезентативным, но можно назвать тенденцией.

По словам Мищенко, результаты среза показали, что 12-летние дети употребляют и алкоголь, и наркотики.

Кроме того, детей также активно вовлекают в распространение наркотиков. По словам Мищенко, именно дети в возрасте 9-13 лет делают "закладки".

Общественный деятель объяснила, что наркодилерам выгодно использовать детей потому что привлечь к уголовной ответственности их можно только с 14 лет.

Кроме того, по результатам исследования, в семьях наркозависмых чаще всего вспоминали, что их родные употребляли такие вещества как каннабис (31%) и амфетамины (18%).

Впрочем, значительная часть респондентов назвала также такие тяжелые наркотики, как дизайнерские наркотики или "соли" (8%), маковая соломка (7%), а также метадон и спайсы (по 6%).

По данным исследования, абсолютное большинство (65%) молодежи 18-24 лет имеет родственников, друзей или знакомых зависимых от употребления каннабиса, что вдвое превышает показатель по стране.

Кроме того, более половины граждан (53%), которые сталкивались с проблемой наркомании среди своих близких или знакомых, отвечают, что им известны случаи, когда эти люди были опасными: для самих себя (19%), для окружающих (14%) или одновременно для себя и окружающих (20%).

Опрошенные, имеющие близких или знакомых с проблемой наркозависимости, называют целый ряд действий, которые те совершали по отношению к собственным родным и окружающим. По отношению к семье — на первом месте это вынос вещей из дома без разрешения с целью продажи — 35%, также кражи денег у родных (23%) и еще 15% сообщили о совершении домашнего насилия.

Страдают от этих лиц, по словам респондентов, и их друзья, соседи, коллеги и просто знакомые: 18% опрошенных вспомнили кражи у них вещей для продажи, еще 12% рассказали о кражах денег и 8% о насильственных действиях наркозависимых по отношению к окружающим.

9% респондентов из числа тех, кто имеет близких или знакомых с наркозависимостью, знают об их попытки повредить себе или совершить самоубийство.

Кроме того, по результатам исследования, только треть граждан, у которых есть близкие или знакомые с наркозависимостью, знают о случаях, когда те обращались в специализированные учреждения: 20% рассказали об обращении этих людей в государственные учреждения помощи наркозависимым и 14% об обращении в частные заведения.

При этом, в большинстве случаев, по утверждению опрошенных, это или не дало результатов (40%) или мало лишь краткосрочный эффект (44%). О полном изменении человека в результате обращения в специализированное учреждение заявили лишь 12%.

В то же время, половина граждан, которые сталкивались с наркозависимостью у своих родственников, друзей или знакомых, рассказали, что те не обращались за помощью.

Главными препятствиями для этого респонденты назвали нежелание самих наркозависимых (36%), отсутствие веры в результат (23%) и отсутствие денег для оплаты лечения (15%).

Также исследование показало, что около половины (46%) граждан страны считают, что, при желании, получить наркотические вещества было бы легко или скорее легко. Противоположного мнения всего 14% опрошенных. Еще около сорока процентов не могут определиться.

Более половины (53%) населения считает, что ситуацию может исправить усиление уголовной ответственности за сбыт и распространение наркотиков. Чуть больше трети выступают за принудительное лечение от наркомании и еще треть хочет усиления антинаркотической пропаганды среди молодежи.

Мищенко в качестве примера привела опыт Португалии. Этой стране удалось справиться с эпидемией потребления героина. Там был внедрен комплекс мер, начиная от лечения таких людей и заканчивая их трудоустройством. Также, указала Мищенко, это одна из первых стран Европы, где 20 лет назад отменили уголовную ответственность за потребление наркотиков.

"Жесткие меры нужны, но они не будут эффективны без социальной и медицинской составляющей. Вспомните, как в Грузии боролись с ворами "в законе". Тогда же массово арестовывали наркодилеров", — рассказала она. По словам Мищенко, такие меры не помогли.

Она добавила, что профилактики наркозависимости, которая ведется в школах, — недостаточно. Мищенко напомнила, что помимо школьных программ, есть масса других профилактических инициатив: фильмы, тренинги, программы снижения вреда, кампании в социальных сетях и т.д.

Также активист сослалась на мировую практику: она предполагает также регулярный мониторинг ситуации.

"В качестве примера можно привести забор проб воды из канализации под школами, который позволяет увидеть употребление препаратов детьми и тип самих веществ, а значит, дать понимание, как с этим работать далее. Сюда же можно отнести повышенное внимание к детям из неблагополучных семей", — рассказала Мищенко.

    Реклама на dsnews.ua