Андрюс Тапинас: после "Байрактара" мы собираем на дроны-камикадзе для Украины

Литовский журналист, писатель и общественный деятель Андрюс Тапинас стал известен у нас как организатор сбора на "Байрактар" ​​для наших Вооруженных Сил. Но круг его интересов гораздо шире. В том числе, касаемо поддержки Украины.

Андрюс Тапинас / Twitter.com

Сбор средств на "Байрактар" ​​для защитников Украины увенчался потрясающим, да еще и двойным успехом. Во-первых, сбор длился не три недели, как планировалось, а всего три с половиной дня и завершился сбором не пяти, а почти шести миллионов евро. Во-вторых, производитель, пораженный самоотверженностью литовцев, подарил "Байрактар" Литве для передачи Вооруженным Силам Украины. Но этому краудфандингу предшествовал также успешный сбор 300 тысяч евро на разведывательные эстонские дроны для наших артиллеристов. Именно он, как говорит Тапинас, вдохновил его с друзьями на мысль собрать деньги на истребитель или танк для ВСУ, которая затем и реализовалась в виде сбора на "Байрактар".

Но у себя на родине Андрюс Тапинас известен многими проектами, среди которых и сбор средств для борьбы с пандемией коронавируса. Да и перед Украиной у него много других, менее известных у нас заслуг. О них, о борьбе с пропагандой и "пятой колонной" Кремля в Литве, а также о дальнейших планах коллеги "Деловая столица" решила расспросить его лично.

"ДС": Хотел бы начать, как возможно вы уже догадались, с "Байрактара". Несмотря на то, что мы были и являемся сегодня свидетелями колоссальной поддержки украинцев в других странах, ваша инициатива произвела фурор. Украинские медиа и пользователи соцсетей очень активно реагировали на эту историю. Возможно, потому, что Литва все же немного меньше, чем та же Польша, Германия или Соединенные Штаты, в том числе в плане ресурсов, однако ваша страна демонстрирует невероятную силу духа. В чем причина?

А.Т.: Знаете, здесь есть несколько причин. Я думаю, что Литва стоит в авангарде помощи Украине, потому что мы являемся членом Евросоюза, и в то же время мы как бы последний рубеж Евросоюза. Вот я сижу сейчас у моря в Литве, и через два километра у меня за спиной заканчивается цивилизация. Там Россия, там Калининградская область.

Мы это прекрасно понимаем. Мы и от России, и от Советского Союза, и от Российской империи, скажем так, натерпелись столько, что мало не покажется.

Так что вопрос, устанет ли Литва помогать Украине, даже не поднимается. Ни на каком уровне: ни на политическом, ни на общественном.

Отвечая на ваш вопрос про "Байрактар"… Да, это класс, что такая маленькая страна такое сделала. Все же у нас население меньше, чем в Киеве. И когда вы говорите: "немного", то во много раз меньше: в 12 раз, кажется, меньше, чем Польша…

"ДС": Я не имел намерения обидеть…

- Нет-нет, мы понимаем, что мы маленькие. У нас с этим нет никаких проблем. Когда ты маленькая страна, у тебя, конечно, есть и очень много минусов, но и очень много плюсов. В принципе, когда ты маленький, тебе проще всех вокруг себя поставить в одну колею. Всей страной собираем на "Байрактар". В Германии, например, это очень сложно.

И я думаю, что эта идея "заходила" людям, потому что это первый случай, когда одна нация начала собирать для другого государства на оружие. Не на гуманитарку, не на тепловизоры, не на бронежилеты, не на вещи, которые помогут защищаться, а на вещи, которые будут стрелять и запускать ракеты. И я думаю, что это очень важно. Потому что во время Второй мировой британцы покупали для RAF (для Королевских ВВС) истребители Spitfire. Но это понятно: ты покупаешь для своей страны, которая воюет. Когда Сергей Притула собрал на четыре "байрактара" — это тоже все понятно. Это нормально. Но когда другая страна это делает, и не самая богатая… Думаю, что это одна из лучших историй успеха.

Важны еще два момента. Первый – мы это сделали за 3,5 дня. Даже Польше пришлось поработать около месяца, пока они собрали эти 5 млн. Второй – мы были первыми, кто это сделал и первыми, кому Baykar Makina подарил этот "Байрактар".

Так что, думаю, мы получили очень многое: почти 6 млн, которые у нас остались, и мы уже потратили их на помощь для Украины – на ракеты для "Байрактара", беспилотники, антидронные ружья и т.п. Также мы получили очень большое внимание от крупных СМИ, и об этом говорили на главных каналах Франции, Германии, Великобритании.

И что немаловажно, по нашим стопам пошли другие страны. Это сама Украина, конечно. Потом Польша собрала. Норвежцы пытались собирать, но там у них закрыли фонд, потому что, как я понимаю, он не может принимать пожертвование на оружие. И вот вчера Латвия начала собирать на "Байрактар". Собрали совсем неплохо: в первый день 300 тыс. евро. Но посмотрим, как будут развиваться события.

"ДС": Как восприняли этот успех – что на сбор потребовалось в пять раз меньше времени, чем планировалось?

А.Т.: Наверное, для меня большим шоком было, когда Baykar Makina решили подарить этот "Байрактар". Этого я точно не ожидал.

Что мы можем собрать деньги быстро – я надеялся. Но все же я хотел подстраховаться, поэтому мы официально заявили, что попытаемся сделать это за три недели. Все понимали, что будет сложно, потому что самая большая сумма, которую мы собирали перед "Байрактарами", была на покупку дронов-разведчиков, 330 тыс. евро, мы уложились в 16 часов. Но когда пошла такая волна поддержки, я понял, что соберем даже быстрее, чем за неделю. И последний фандрайзинг — в эфире мы три раза меняли его время, делали окончание все ближе и ближе, потому что понимали, что хватит за 3,5 дня.

Я рад, что литовцы смогли еще раз удивить самих себя и меня. Западным коллегам, которые брали у нас интервью, сложно было понять, как это удалось. Они спрашивали меня: "Какую медийную стратегию вы применяли? Какой у вас был план?". Я им говорил чистую правду: "Мы написали в Facebook — и все, волна пошла". Не было никаких билбордов, подключения телевидения. Как я уже говорил, это маленькая страна, где в соцсетях можно дотянуться почти каждого литовца.

И нужно понимать, что по литовским меркам у меня очень много подписчиков. Пока что, видно, этого хватает, чтобы провести такую акцию без сложной медиастратегии. У меня есть почти 250 тыс. подписчиков в стране, где проживают меньше 3 млн человек, это почти 10% населения. Это очень активные люди, которые ждут каких-то акций. Ранее, во время пандемии Covid-19, мы собрали 2,5 млн на помощь нашим медикам.

Сейчас идет новый сбор на оружие. Мы запустили вчера новую акцию LegionBoom: собираем на дроны-камикадзе. Интересно, как эта акция пойдет, потому что уже минуло шесть с месяцев с начала войны, и вопрос — есть ли какие-то финансовые ресурсы у литовцев, чтобы помогать после "Байрактара". Кажется, есть. Потому что на тот момент, что мы беседуем, мы уже собрали около 700 тыс. евро. За полтора дня. Думаю, за два дня у нас будет миллион.

Очень важно следить за темпом: у нас приходит где-то 20-25 тыс. евро в час. У нас времени есть до Дня Независимости Украины, до 24 августа. И здесь немного легче, потому что с "Байрактором" было так: у меня спрашивали: "Андрюс, а что будет если не соберешь?". Мой ответ был: "Соберем".

С этими дронами гораздо легче, потому что купим столько, на сколько соберем. Один дрон стоит около 50 тыс. Это и польский, и украинский производители. Это хорошо, потому что мы поддерживаем нашего главного союзника – Польшу, и часть средств вернется в Украину. Ну, купим 40-60 дронов, может 80. Эти цифры, наверное, не столь важны, главное то, что Литва все еще готова помогать.

"ДС": Может вам уже известно что-нибудь об успехах вашего "Ванагаса"? Или о том вооружении – дронах и антидронных ружьях – которые вы приобрели на, так сказать, сэкономленные благодаря турецкой компании средства?

А.Т.: На счет "Ванагаса", нашего "Байрактара", есть информация от нашего министра обороны, что он на фронте. А самые интересные новости про наши беспилотники-разведчики: мы получили от украинцев видеоматериалы. Они работают успешно. Один из них за один полет скорректировал огонь артиллерии по 18 объектам Рашистской Федерации.

И этом мы пока поставили только два разведчика. Мы, в принципе, уже все купили, но пока стоим на очереди. Два эстонских дрона будут в начале сентября, два – в октябре. Антидронные пушки — их, кажется, уже 50 в Украине, еще 50 на подходе.

Мы работаем напрямую с продавцами и пытаемся получить самые лучшие даты доставки. Но эти дроны нужны многим, не только воюющим странам. И, насколько я знаю, очередь стоит уже на 6 месяцев.

"ДС": Вы получаете обратную связь?

А.Т.: Да-да. Потому что нам это очень важно. Мы знаем все подразделения, где наше оружие – наши антидронные пушки и дроны – уже работают или будут работать. Мы с ними будем поддерживать отношения, потому что эти видео, фотографии и отчеты нам нужны не для того, чтобы себя похлопать по плечу, а чтобы показать людям, которые сделали донат, куда пошли их деньги. Кроме того, легче будет проводить другие кампании, другие сборы на оружие для Украины. Я думаю, что этот LegionBoom ко Дню Независимости – не последняя наша кампания.

"ДС": Вы получили медаль Министерства обороны Украины "За поддержку военной разведки". Что вы почувствовали? Является ли для вас эта медаль своего рода символом благодарности Украины литовскому народу?

А.Т.: Конечно. Я сразу, когда ее получил, был очень горд и признателен. Хотя не ради медали мы работаем, помогаем Украины, но я сразу написал у себя в Facebook, что на карточке моя фамилия, но все же это благодарность за работу всех людей, которые участвовали. На "Байрактар" скидывались 250 тыс. человек. Сейчас у нас уже есть 40 тыс. донатов.

Я просто человек, который предлагает идею и какой-то план, а за нами идет огромная масса людей. И это благодарность Украины им. Мы сразу решили, что эта медаль будет размещена в нашем Национальном музее именно как символ благодарности Украины простым литовским людям, которые жертвовали и 2 евро, и 10 евро, и 10 тыс. евро из своих сбережений. Однозначно эта благодарность Украины передается всем людям, которые помогали.

"ДС": Но в то же время есть и негативный момент. Украина предоставила гражданство Александру Невзорову, обвиняемому в распространении, скажем, нелицеприятных комментариев в адрес людей, которые боролись за Независимость в январе 1991 года. Не вызвало ли у ваших земляков это решение разочарования?

А.Т.: Знаете, у нас здесь свое мнение. И когда вы говорите о комментариях, то это еще очень дипломатично сказано. По-моему, он в 1991 г. просто, в переносном смысле, взял автомат и при своей миллионной аудиторией подло расстрелял народ.

И он так и не извинился. Он говорил, что верил в Советский Союз. Но так, чтобы сказать: "Литва, прости. Это было подло с моей стороны" — он этого не сделал. И его даже спрашивал, кажется, Гордон, он сказал: "Извинения — не для меня".

По поводу решения Украины. Может, у вас есть такое мнение, что враг моего врага… Сейчас он враг Путина. 20 лет назад он врагом не был. Он приспособляется, в общем. Если это поможет Украине, пусть.

Какого-то сильного разочарования не было. Мы посмотрели, пожали плечами. Да ладно. Молодое поколение у нас вообще не знает, кто такой Невзоров и что он делал в 1991 г., когда освещал расстрел мирных людей в Вильнюсе советскими спецподразделениями. В общем, это была новость на полдня: посмотрели, пожали плечами и решили, что для нас это неважно.

"ДС": Литва сейчас тоже переживает некую такую турбулентность. В том числе, против вас были развернуты клеветнические кампании. Они поутихли? Если нет, то кто вообще распространяет о вас фейки и чего они хотят?

А.Т.: Кто распространяет? Наверное, это всем понятно. Мы являемся мишенью информационных кампаний – это 100%. Не нужно недооценивать противника. Кремль умеет работать с пропагандой, фейками, ложью. Да, они это умеют делать профессионально. Я иногда смотрю пропагандистские каналы и читаю "Комсомольскую правду", чтобы знать, что на той стороне. И если бы я это смотрел 10 часов в день два или три месяца нон-стоп, то мне, наверное, тоже мозги бы раскрутили.

Сейчас, наверное, самый главный удар идет на уменьшение помощи Украине. Начинается раскрутка через соцсети, через определенных людей, через некоторые партии и даже некоторых членов парламента. И они говорят: "Может, там с этими фондами не все чисто. Мы не знаем, что, и у нас нет догадок, но может, там воры или аферисты, или до Украины доходит лишь 30%".

Я понимаю, что России больно, потому что 4-5 месяцев после начала войны такие страны как Литва, Польша, все еще очень активно помогают Украине. Это больно. Им это не нравится. Им нужно это прекратить. Нужно посеять зерно сомнений. И они над этим работают. И мы должны понимать, что, например, вчера мы запустили кампанию, а вечером в некоторых соцсетях и на каналах идет атака в комментариях: "Дураки, которые жертвуют. Это афера. Он проиграет эти деньги. Купит себе машину".

Люди, которые жертвуют, наверное, все понимают. Они видят меня, у нас есть все отчеты. У нас даже показаны банковские переводы, а в конце всех проектов помощи Украине всегда проводится независимый аудит, чтобы на 100% быть уверенными, что эти деньги потрачены правильно.

Но они пытаются. И каждый раз, когда что-то делаешь, происходит такая волна активности.

Есть и другая линия: "Сколько можно, давайте помогать своим. У нас старики, больные дети. Забудьте про эту Украину и помогайте своим". Есть такая тенденция. И она видна. И видна нашим спецслужбам.

Есть и такие странные литовцы – "Форум добрососедства". Это организация, члены которой ездят к Лукашенко, в Москву и говорят там про дружбу народов. И, кажется, они уже наговорили, ведь спецслужбы уже завели на них дело. Там чистой воды клевета и антилитовская кампания.

Мы это видим, мы понимаем, что Кремль должен что-то делать и он делает. Пусть делает.

"ДС": Вы организовали гражданские акции с призывом к литовским бизнесменам не сотрудничать с Россией. А на какой основе строится это сотрудничество? Это миньоны Кремля или у них какая-то кооперация, броманс?

А.Т.: Я думаю, что на первом месте здесь деньги. Когда у тебя есть фабрика в Советске, и ты там производишь крабовые палочки — это очень прибыльно. Да, ты сказал, что уходишь, закрываешь эту фабрику. Но это было сказано в апреле. Сейчас середина августа, и она еще работает.

Думаю, они все же понимают, что это вариант заработать деньжат, пока все окончательно не закроется. И они пытаются как-то раскрутиться, жертвуя своим престижем.

Фабрика, о которой я говорю, — это "Вичунай". Ее продукцию покупают и в Украине, и в Литве (торговая марка Vici — ред.). И некоторые активисты пытались устроить ей массовый бойкот. Но это трудно, поскольку можно переждать два дня, негативные статьи или комментарии — но деньги будут идти. Этой компании, конечно, сложнее, потому что один из ее акционеров – мэр второго по величине города в Литве (Вишвалдас Матиошайтис, владелец Vičiūnai Group", является мэром Каунаса — "ДС"). Так что это будет бить и бьет по его престижу. Наверное, его переизбрание уже под большим вопросом.

Те бизнесмены, которые не участвуют в политике, думаю, нашли способы обхода санкции. Вот, например, в Литве сейчас каким-то чудесным образом появилось множество фур с казахскими номерами. Никогда не было, а сейчас на границе с Беларусью их стоят сотни. Мы так с Казахстаном начали работать? Нет, просто наши бизнесмены перекрасились и пытаются обойти санкции. Есть люди, у которых главное – не мораль, а денежка. Что с ними делать? Гражданство не будем отнимать, но публично об этом нужно говорить. Конечно у них большие деньги и адвокаты, они могут тебя затаскать по судам.

Опять же, Литва никогда не была для России большим рынком экспорта. После 2008 г. мы начали переориентироваться на западный рынок. Есть компании, которые честно вышли с российского рынка; но есть и те, которые еще подыгрывают России. Которые говорят: "Наша продукция идет через третьи страны, и мы ничего не можем сделать". Всякое есть. Нужно понимать, что бизнес построен не на морали, а на прибыли.

"ДС": Коль скоро речь зашла о компании Вишвалдаса Матиошайтиса, был такой момент, когда она заявила о прекращении сотрудничества с Россией. В начале года компания, пообещав в течение 3-4 месяцев выйти с рынка, закупила сырья на полгода. По этой теме были журналистские расследования, и мы тоже такое проводили. Так вот, глядя на эту компанию трудно отделаться от некоторых параллелей. Господин Матиошайтис в некотором роде похож на Виктора Медведчука, кума президента России…

А.Т.: Я читал. И ваше расследование про литовского Медведчука, потому что к Vičiūnai у нас повышенное внимание. По поводу сырья — здесь ситуация даже несколько проще стала. Если я не ошибаюсь, в июле они сказали, что сейчас пребывают в процессе продажи, но чтобы получить нормальное предложение от покупателей, производство не должно останавливаться — и они приняли решение снова закупать сырье.

Все то же, в общем. Они закупают, фабрика работает, сроки, когда они уйдут из России, непонятны. Последнее, что они говорили – это конец лета. Но этот срок уже два раза менялся.

Думаю, они понимают, что каждый день работы в России приносит большой доход, и будут тянуть волынку, сколько можно. Они поняли, что свой политический имидж они потеряли, его не восстановить. По моему мнению, выборы Матиошайтис не выиграет, потому что об этой ситуации ему во время предвыборной кампании напомнят не раз и не два. Ну, тогда зачем спешить? Лучше поднакопить денег.

"ДС": Гражданские активисты развернули масштабную кампанию, и в Украине в том числе, против Vičiūnai. Но у медали ведь есть и оборотная сторона? Разве литовская экономика не страдает?

А.Т.: В Литве свободная торговля. Если ты не покупаешь Vičiūnai, можешь совершенно свободно покупать другой бренд. Если ты не заливаешь топливо в VIADA, которая бывший "Лукойл", ты можешь отправиться на другую бензоколонку.

Конечно, есть ситуации, когда в небольших городах Литвы есть только VIADA и все. И это очень интересная история: у нас были расследования, и в Украине были расследования о том, что такое VIADA или Amico Energy у вас, которые – бывший "Лукойл". Они пытаются доказать, что они с "Лукойлом" не связаны больше. Мы пытаемся доказать, что они — перекрашенный "Лукойл".

Но я думаю, что нашей экономике гораздо больнее от того, что происходит по всей Европе. Сейчас очень высокая инфляция и подорожание энергоносителей. Литва же стала одним из первых государств, отказавшихся от энергоносителей из России. Мы понимаем, чего это будет нам стоить.

И считаю, что эти факторы будут концом нашего правительства на следующих выборах. Его точно никто не перевыберет. Оно хорошо работает на внешнеполитическом направлении, все довольны, но все же…Covid-19, экономический кризис, миграционный кризис. Я говорю не про украинских беженцев, а про беженцев, которых нам поставляет Беларусь.

Думаю, будет смена власти, потому что осень и зима будут тяжелыми. Сейчас очень много говорят в Литве про цены на электричество, которые поднимаются на заоблачную высоту.

Но притом я очень радуюсь, видя, что это не связывается с вопросом Украины. Т.е. проблема электричества не имеет причиной войну в Украине. Это отдельный вопрос. И это очень хорошо, потому что, опять же, мечта Кремля – отправить все в один котел. Как они говорят Западной Европе: "Вот смотрите, как у вас все дорожает. Санкции оборачиваются против вас же. Давайте заканчивать, пусть Украина останется жить без 20% территории, но будет мир".

Это еще одна линия Кремля, к которой, я думаю, прислушивается Западная Европа. У нас такого нет, что показывает наш новый сбор. Люди жалуются на высокие цены на электричество, но десять минут спустя делают донат на дроны для Украины.