Каких провокаций ждать от российско-белорусских учений "Запад-2021" — интервью с Андреем Рыженко
Может ли из Беларуси выехать после учений меньше российской техники, чем въехало, "ДС" расспросила военного эксперта Андрея Рыженко
"ДС" Беларусь и Россия усиленно готовятся к военным учениям "Запад-2021", которые начнутся 10 сентября. Официально сценарий связан с "ростом активности незаконных вооруженных формирований, сепаратистских и международных террористических организаций, имеющих внешнюю поддержку". А что еще можно сказать об этих учениях?
А.Р. Этот сценарий классический, он имеет пропагандистские черты. В России всегда говорят, что они хорошие ребята, освобождают мир от бандитов, сепаратистов и так далее. На самом деле просто определяется определенный участок местности и планируется проведение классических военных боевых действий. А оперативное планирование происходит относительно территорий рядом, которые планируют захватить. Это не первый раз, когда Россия так делает. Например, мы знаем, что они отработали таким образом юг Херсонской области, откуда начинается Северо-Крымский канал.
"ДС" Каким образом Украине нужно готовиться к возможным недружественным действиям со стороны соседей, которые могут иметь место как во время, так и после учений?
А.Р. Надо усиливать оборону. Грамотные люди говорят, что белорусское направление для нас будет сейчас тяжелым, нужно на нем держать очень крупную группировку военных. Вместо этого мы держим наиболее боеспособные войска на востоке, а когда была эскалация на юге, нам нужно было перебросить их туда.
Нужно налаживать системы наблюдения, следить за границей, усиливать ее, потому что будет осуществляться инфильтрация диверсионно-разведывательных групп противника. Предстоит работа не только ВСУ, надо организовывать оборону, Нацгвардию, полицию. Кроме того, нужно быть готовыми к воздушному нападению, усиливать систему ПВО, потому что, откровенно говоря, до сих пор противник фактора преимущества в воздухе не использовал. Мы применяли свою авиацию в 2014 году, после Минских договоренностей было принято решение этого не делать.
Мы посмотрели парад 24 августа, но новые образцы техники, которые там показали, — экспериментальные. У нас в государстве три танка "Оплот" — и все. Основные танки — это Т-64, надо их модернизировать, и много. Это достаточно дешево, но надо это делать, придавать им новые возможности, улучшать связь, бронезащиту. Россияне, кстати, переделали свои старые танки, модернизировали Т-72. Надо и нам, ведь частные предприятия могут это делать, и достаточно качественно.
"ДС" А как насчет сотрудничества с НАТО в подготовке к возможным провокациям и агрессии?
А.Р. Если НАТО предложит помощь, мы ее не будем готовы принять, ведь почти все операции мы сейчас выполняем по советским стандартам. А еще у нас только командиры тактического звена, и то не многие, знают английский язык, а командиры оперативно-стратегического уровня вообще по английски не говорят, на все мероприятия берут с собой молоденьких офицеров. А еще у нас структура штабов, бригад, батальонов — советская. И так далее. Все эти концептуальные моменты надо полностью переделывать.
"ДС" Может ли Москва после учений оставить в Беларуси часть войск под видом "тренинговых центров", даже вопреки желанию Лукашенко, или из страны уедет все русское, что въехало?
А.Р. Они действительно могут оставить часть войск. Москва будет искать, как Лукашенко заставить это сделать или убедить. Кстати, основа российских гибридных действий, которые они проводят последние 10 лет, идет из военного компонента. Они его разворачивают в виде центра или базы, потом начинают наращивать давление — информационное, психологическое и так далее, а потом все заканчивается так, как было в Крыму, на Донбассе, в Грузии.
"ДС" Связан ли как-то с темой учений анонс Лукашенко о крупной закупке Беларусью российского оружия ?
А.Р. Да, это может быть частью государственной политики Беларуси в отношении военно-политического союза с Россией. Я так понимаю, они для этого берут кредит у россиян, и обучение вместе с закупкой — два звена в цепи. Это еще больше привяжет Беларусь к России.
"ДС" Должны ли как-то готовиться к 10 сентября вооруженные силы стран Балтии и — шире — европейские военные подразделения НАТО? Возможны ли провокации, инспирированные организаторами учений?
А.Р. Однозначно (и это не просто мое предположение) они готовятся к этому, в общем отслеживаются все учения подобного рода, проводится определенный анализ, планируются контрмеры. Я не думаю, что во время или после учений будут какие-то открытые провокации, потому что не вижу выгоды для России сейчас что-то такое устраивать.