Вирусолог Алла Мироненко: Вакцинировать тех, кто переболел ковидом, — большая глупость
О реалистичности плана вакцинации украинцев от ковида, коллективном иммунитете и проблеме антивакцинаторов "ДС" поговорила с доктором медицинских наук, врачом-вирусологом Аллой Мироненко
"ДС" В последнее время власть щедро раздает обещания сделать вакцины от COVID-19 доступными для всех украинцев. Так, для вакцинации якобы будет задействовано несколько тысяч мобильных бригад, которые будут делать прививки даже пенсионерам в далеких селах. Реальны ли эти планы, как и в целом стратегия вакцинация от ковида?
А.М. Во-первых, возникает вопрос: а существуют ли списки тех, кого надо прививать? Возможно, есть списки медработников, о других мне неизвестно. Во-вторых, что делать с теми, кто уже переболел? Я, как человек, выполнивший две диссертации и проводивший иммунологические исследования, вовсе не уверена, что следует делать прививки тем, кто уже переболел. Сегодня вы в списках на вакцинацию, потому что не болели, а завтра вы уже с положительным тестом — такая ситуация абсолютно возможна, особенно для медработников. Если иммунная система сработала, то зачем делать после этого прививку? Нужно делать ее группам риска.
Вакцины якобы скоро будут. Но сформированы ли мобильные бригады, о которых говорят в Минздраве, обучены ли они? Не только укол сделать, но и адекватно действовать в случае, скажем, аллергической реакции немедленного типа вплоть до анафилактического шока. Обеспечены ли бригады транспортом, как будут придерживаться необходимых для хранения вакцин условий? Очень много вопросов, и не знаю, есть ли у кого-то в Минздраве на них ответы.
"ДС" Власть попыталась дать ответы на форуме "Украина-30. Коронавирус: вызовы и ответы", участие в котором принял президент. Как вы считаете, это мероприятие больше о пиаре или действительно способствовало углублению осведомленности украинцев о вакцинации и ковиде?
А.М. Конечно, они хотят пропиариться — так, как это делала Ольга Стефанишина, уверяя, что государство прекрасно справилось с вызовом пандемии и обеспечит вакцинацию в лучшем виде. Однако обо всех деталях этого процесса почему-то не спешат говорить.
"ДС" В итоге 40% украинцев вообще не планируют вакцинироваться. Как выходить из этой ситуации?
А.М. Стоит сказать, что в первую очередь эта антивакцинальная истерия направлена даже не против антиковидных вакцин, а против тех, которые обязательны для детей. Например, противодифтерийных, антикоревых, вакцин против коклюша, столбняка — с этим большая проблема была еще до ковида. Все это проводилось добровольно, в виде "давай подписку, чтобы твоего ребенка прививали". Добровольно — это прекрасно, однако врачу приходится убеждать, что лучше предотвратить тяжелую болезнь, чем потом ее лечить, в худшем случае ребенок вообще может умереть, например, от дифтерии или полиомиелита. Просто таких случаев давно не было, и люди не понимают, что прививки — для их же блага. Все это привело к тому, что теперь украинцы не хотят прививаться и от ковида.
Кроме всего, у нас половина населения, по расчетным данным, уже переболела, и их я бы не трогала, потому что у них сформировался гуморальный иммунитет. Насколько он будет длительным — это вопрос второстепенный. Главное то, что иммунная система уже сталкивалась с возбудителем, отреагировала, человек выздоровел, так что его не следует вакцинировать. Есть люди, которые не болели и относятся к группам риска, вот именно им следует уделить главное внимание, убедить их, что прививки нужны.
"ДС" Вы отметили, что примерно половина украинцев уже переболела ковидом. Может ли случиться ситуация, при которой власть использует, условно говоря, 2 млн доз вакцины, а затем завершит вакцинацию под предлогом того, что уже есть коллективный иммунитет?
А.М. По данным лаборатории "Синэво", 52% обратившихся для проверки наличия антител к ковиду, их имеет. Учтите еще то, что в сельской местности доступ к тестированию или затруднен, или вообще невозможен. Селяне просто болели семьями, лечились как могли. Кому уже совсем плохо было, те попадали в больницу, и только тогда их тестировали на ковид. То есть большая часть населения не была охвачена тестированием из-за нашей объективной реальности. Возможно, и не следовало всех тестировать, когда врач видит клиническую картину болезни, семейный очаг, в котором все болеют. Так что описанная вами ситуация вполне вероятна.
"ДС" Сейчас ходят разговоры о "вакцинных паспортах", без которых якобы не будут принимать на работу, в учебные заведения и т. д. Можно ли заставить украинцев вакцинироваться?
А.М. Следует напомнить, что в Европе и США никто не может заставить вас делать то, чего вы не хотите делать. Кроме того, детей вообще не трогают, потому что они в основном переносят вирус легко, и это прекрасно в прогностическом плане — они переболеют и создадут нам защитный слой, все пойдет на спад. Конечно, вирус, может, никуда и не денется из человеческой популяции, как и большинство респираторных вирусов — их мы знаем более 200, но никто не делает прививки от них. Другое дело, что ковидом была такая массовая заболеваемость, что следовало с этим бороться, и начали разрабатывать вакцины. Возможно, необходимость в них не будет такой большой уже через довольно короткий промежуток времени.
Алла Мироненко — доктор медицинских наук, профессор, врач-вирусолог, заведующая отделом вирусных инфекций Института эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В. Громашевского Национальной академии медицинских наук, который является главной научно-исследовательской организацией по проблемам инфекционной патологии человека в Украине