Почему жители ОРДЛО сильно разочарованы посланием Путина - интервью с Алексеем Мельником
Оценочными суждениями о ежегодном послании Путина Совфеду РФ с "ДС" поделился содиректор программ внешней политики и безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник
"ДС" Вопреки ожиданиям многих обозревателей и экспертов, Владимир Путин в своем послании Совфеду РФ ни словом не упомянул ДНР и ЛНР в каком-либо контексте. О чем это говорит?
А.М. Тем самым президент России дал понять, что на сегодняшний день статус-кво, который существует в этих образованиях, его устраивает, и ничего нового Россия по этому поводу не собирается ни делать, ни говорить. Можно сказать, каких-то сообщений про ЛНР/ДНР ожидали не столько в Украине, сколько в самих "республиках", ну и часть российский патриотов была в предвкушении военной помощи, а то и принятия "республик" в состав России. Конечно, после речи Путина эти слушатели послания разочарованы. В данном случае это прежде всего сигнал на те территории, чтобы там каким-то образом не попытались найти скрытый смысл в его словах, который привел бы к каким-то лишним инициативам и действиям.
"ДС" "Организаторы любых провокаций против России пожалеют так, как давно уже ни о чем не жалели", — сказал Путин. Это глупая бравада для полуобразованного россиянина или кто-то — коллективный Запад? — действительно должен напрячься после такого заявления?
А.М. Во-первых, если бы это прозвучало из уст руководителя какого-то другого государства, кроме России, то это был бы шок. В данном случае, когда это звучит от Путина, либо других российский руководителей — это уже новая нормальность, со своим стилем.
Этот месседж адресовался внутренней публике — думаю, что присутствующим в зале, а не более широко. Это для них своеобразное возвращение к традициям, согласно которым Россию должны бояться и уважать. С другой стороны, это очередное подтверждение, как говорила когда-то Меркель, что Путин живет в параллельной реальности. Вроде как для всех очевидно, откуда исходит угроза, но президент России в очередной раз пытается представить ее как защиту, а не агрессию со стороны России. Он говорит об ассиметричном ответе на "провокации", и тут можно вспомнить Чехию, когда в ответ на обвинение в диверсиях практически все посольство Чехии было выставлено из России. То есть нужно ожидать того, что после каждой защитной реакции со стороны Запада последует неравнозначный ответ России. Это будет продолжаться столько, сколько Путину будут это позволять.
"ДС" Путин продолжил риторику 2014 года о практике госпереворотов, обвинив Запад в событиях 2014 года в Украине, увязав с этим "покушение" на Лукашенко и "попытку госпереворота" в Беларуси. Означает ли это, что Путин не будет убирать Лукашенко с его места и не даст это сделать улице?
А.М. Это говорит о том, что Путин пока не заинтересован в смещении Лукашенко. Кроме того, это свидетельство страха самого Путина. То, что он об этом постоянно говорит, — это скорее сигнал не тем, кого он обвиняет ("агентов Запада" и так далее), а показатель того, что он действительно боится подобного развития событий в России. Он заранее уже дает определение, что если кто-нибудь будет против, по их понятиям, легитимной власти в России, то это будет квалифицироваться как попытка переворота. Пример Лукашенко далеко не самый удачный для Путина, весь цирк, который они там устроили — это очевидная провокация спецслужб самого Лукашенко. И Путин как спецслужбист должен был если не развенчать подобную легенду, то хотя бы не вспоминать, не использовать ее, не высказывать свое согласие с ней.
"ДС" Общий мирный тон послания — климат, ковид и прочее — означает, что Путин решил оставить поле для маневра в переговорах с Байденом, сбавив милитаристскую риторику до минимума?
А.М. Прежде всего основной слушатель этого послания — это Россия, правильно? Поэтому там так много о соцвыплатах, повышении соцстандартов, всяких победах над коронавирусом. То есть в основном это для внутренней публики, избирателей, которые осенью должны прийти на выборы в Госдуму. Конечно, часть этих месседжей об успешной борьбе и победе над коронавирусом адресована и на внешнюю аудиторию. В целом не сказал бы, что это послание менее воинственно, чем предыдущие. Там достаточный набор соответствующих фраз — например, о странах, которые "цепляются к России". Присутствовал и очередной перечень российских суперракет, и заявления о крупном перевооружении, то есть признаков уменьшения милитаристской риторики я не заметил.