• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Останется ли Британия без Шотландии - интервью с Алексеем Гаранем

О том, как повлияет на будущее Великобритании и ее отношения с Украиной победа националистов на выборах в Шотландии, "ДС" поговорила с научным директором Фонда "Демократические инициативы" профессором политологии Киево-Могилянской академии Алексеем Гаранем

Политолог Алексей Гарань
Политолог Алексей Гарань / УНИАН
Реклама на dsnews.ua

"ДС" После недавней победы националистов на выборах в Шотландии первый министр Никола Стерджен заявила, что организует второй референдум о независимости страны. Есть ли шансы на успех сейчас, как изменились условия за несколько лет, прошедших со времени первого волеизъявления?

А.Г. Изменилось то, что состоялся Брекзит, а Шотландская национальная партия (ШНП), сторонники независимости этой страны — за сохранение членства в Европейском Союзе. Кроме того, они — левоцентристы и имеют большинство в шотландском парламенте. На прошедших парламентских выборах для полного большинства им не хватило всего одного мандата, хотя на тот же один мандат они все же улучшили свой результат по сравнению с предыдущими выборами. Но в этой ситуации у них, наверное, будет ситуативная поддержка "зеленых", которые также являются сторонниками независимости. ШНП настаивает на том, чтобы страна осталась в Европейском Союзе — Шотландия Брекзит не поддержала, поэтому они считают, что имеют право на проведение референдума о независимости. С формальной точки зрения разрешение на проведение референдума должно дать центральное правительство, но очевидно, что если будет поддержка внутри Шотландии, то они могут попробовать провести такой референдум самостоятельно.

Стоит отметить, что сейчас изменилось соотношение сил сторонников и противников референдума. Раньше сторонники сохранения Шотландии в составе Великобритании все-таки имели большинство: по результатам прошлого референдума 45% голосовали за отделение, 55% — против. В январе 2021 года сторонников отделения было уже 54%, но потом их доля снизилась. Поэтому прогнозировать результаты очень сложно — они практически 50 на 50. А это говорит о том, что даже если референдум будет проведен, у него не будет полной легитимности, потому что электорат будет разделен.

Можно привести пример референдума в канадском Квебеке о независимости в 1995 году — за отделение проголосовало 49,4%, то есть не хватило 0,6%, чтобы получить независимость. Еще один пример: в Каталонии на референдуме формально победили сторонники независимости, но из-за низкой явки они даже половину населения не собрали. Там мнения тоже раскололись, и этот референдум не имел полной легитимности. Если сравнить с украинским референдумом 1991-го, то наш имел полную легитимность, потому что "за" проголосовало большинство во всех регионах Украины, даже в Крыму и Севастополе. В целом я прогнозирую позиционное маневрирование и борьбу. Шотландская национальная партия будет пытаться нарастить поддержку независимости, но многое будет зависеть от социально-экономической ситуации в Британии.

"ДС" Премьер Джонсон пообещал не допустить референдума. Какие средства в его арсенале?

А.Г. Юридически Лондон может не допустить — он должен дать разрешение на проведение референдума. Но шотландцы могут настоять на проведении референдума, как это было в Испании. Однако когда результаты близки к 50 на 50, это раскалывает страну — сторонники независимости должны побеждать с четко выраженным преимуществом, хотя бы 60 на 40%.

"ДС" Повлияет ли возможный конфликт в Британии на ее отношения с ЕС?

Реклама на dsnews.ua

А.Г. У ЕС есть уже прецедент с Каталонией. Европейский союз четко сказал, что, если Каталония захочет отделиться от Испании и остаться в ЕС, это будет совершенно другой вопрос, это не произойдет автоматически. Здесь позиция Европейского Союза будет очень осторожной, потому что в ряде стран есть проблемы схожего толка. Поэтому, думаю, позиция ЕС будет максимально дипломатичной.

"ДС" Лондон — стратегический партнер Киева, который стабильно поддерживает нас в конфликте с Москвой. Как происходящее в Британии повлияет на наше взаимодействие с ней, особенно на военную составляющую?

А.Г. Внутренние проблемы Великобритании, конечно же, будут отвлекать британское правительство от внешнеполитических проблем. Это то, что безусловно будет использовать Путин, который активно играет на противоречиях в Европейском Союзе, между ЕС и США, между ЕС и Великобританией, противоречиях в Испании по линии Каталония-Испания, на противоречиях в самой Великобритании.  Наша официальная позиция, даже экспертная позиция, должна быть максимально взвешенной и осторожной. Лучше всего просто избегать обсуждения подобных скользких тем, которые могут осложнить отношения с партнерами. 

    Реклама на dsnews.ua