Ахтем Чийгоз: Оружием массового поражения являются Путин и сегодняшняя Россия, а не закон о коренных народах
О том, как будет реагировать Россия на принятый парламентом закон "О коренных народах", и о дальнейших шагах крымских татар "ДС" поговорила с народным депутатом Ахтемом Чийгозом
"ДС" В принятом Верховной Радой законе "О коренных народах" говорится о крымских татарах, караимах, крымчаках. Почему там нет других коренных народов?
А.Ч. Есть такое понятие, как статус коренного народа, которое четко выписано в международном праве, то есть это народы, которые сформировались на определенной территории и не имеют своего государства вне ее. Крымские татары, караимы и крымчаки формировались в Украине на территории Крыма и другой государственности нигде не имеют. Поэтому именно они могут считаться у нас коренными народами. А крымские татары, в отличие от других этнических групп, являются еще и государствообразующей нацией по отношению к Крыму, где они в свое время имели свое государство. Это не вопрос предпочтений или каких-то симпатий, а юридически обоснованная позиция.
"ДС" В документе идет речь об определении статуса представительных органов коренных народов, судя по некоторым положениям закона, они поставлены в зависимость от подзаконных актов Минкульта, даже не Кабмина. Почему было сделано именно так?
А.Ч. У нас тоже есть некоторые замечания к тому, как формировались эти положения. Однако принималось политическое решение о принятии закона, то есть общество сейчас определилось через парламент, что это необходимо делать в целом. В будущем будем корректировать этот документ.
В своих дальнейших действиях мы будем ссылаться на постановление Верховной Рады Украины 2014 года о Меджлисе и Курултае крымскотатарского народа, на признание их представительными органами крымских татар. Думаю, что со стороны власти не будет возражений, чтобы производить какие-то манипуляции вокруг этого законопроекта. Кроме того, я думаю, что нам нужно будет сейчас дальше двигаться по другому законопроекту о статусе крымскотатарского народа, который этот вопрос регулирует. Там будут пункты, которые все четко разъясняют и определяют взаимодействие между государством Украина и крымскотатарским народом.
"ДС" Главное научно-экспертное управление Рады в своем заключении на закон указывает, что часть его положений являются декларативными, то есть в документе не прописаны механизмы их выполнения. Вы с этим согласны?
А.Ч. Мы знаем, что это рамочный закон, который в целом похож на Декларацию коренных народов ООН, и это не мешает государству Украина расширять рамки в этом вопросе, углубляя его законодательное регулирование, и мы будем это делать, работая с профильными министерствами.
В обществе и в некоторых представителей власти есть мысли о том, что "вернем Крым, и потом будем нужные вещи, связанные с крымскими татарами, вводить". Я говорю, что работать над изменениями в законодательстве надо сейчас, до деоккупации, и мы убеждаем других, что это сейчас нужно. Вообще путь принятия этого закона был очень длинный, почти 30 лет, нужно было, чтобы изменились и общество, и власть. Видимо, не на все сто процентов, но этот путь мы проходим сейчас.
"ДС" В законе много говорится о реализации культурных, образовательных и языковых прав коренных народов. Но мы знаем, что у нас есть законы об образовании, о государственном языке, они довольно жесткие и устанавливают приоритет украинского в образовании и культуре. Как это будет коррелировать с принятым законом?
А.Ч. Я здесь не вижу никаких угроз, тем более мы, крымские татары, прилагаем много усилий, чтобы украинский государственный язык оставался в приоритете. Что касается защиты коренных народов или других национальностей, Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий совместно с нами разработало и приняло Концепцию развития крымскотатарского языка до 2030 года. Там есть фундаментальные вещи, в частности, переход на латиницу. Мы будем дальше создавать условия для ее реализации, работать с Минобразования.
Считаю, что другим национальным сообществам нужно работать именно в этом направлении, не противопоставляя развитие украинского государственного языка утверждению своих языковых прав и нарабатывая такие предложения, которые бы соответствовали Конституции Украины. У нас на это ушло 30 лет, и такой путь надо пройти всем.
"ДС" Итак, закон принят. Какие будут дальнейшие шаги?
А.Ч. Еще раз напомню, что это рамочный документ, который определяет политическую часть, признает крымскотатарский народ как государствообразующую нацию на территории Крыма, то есть это создает субъектность в политических процессах на международном уровне. Мы настаивали на том, что когда Путин говорит "крымский народ" — это попытка придать политический статус тому, чего нет. А Украина сейчас, особенно перед "Крымской платформой", получила такое оружие, как закон о коренных народах. Это возможность доказывать, что только крымские татары имеют право определять сегодняшнее будущее Крыма. После некоторых резолюций, принятых европейскими институтами, мы имеем представительство в крупных международных организациях, нас знают и уважают Меджлис как представительный орган крымскотатарского народа. Принятый сейчас закон значительно дополняет этот аспект нашей деятельности.
"ДС" Закон о коренных народах был внесен в Раду президентом. Охарактеризуйте качество взаимодействия лидеров крымскотатарского народа с Офисом Зеленского.
А.Ч. Я не скажу, что оно беспроблемное, но здесь вопрос скорее государственного подхода, мы в этом последовательные и хотим видеть последовательность, которая теперь была продемонстрирована Офисом президента. Голосуя, парламент показал, что он ответственно относится к таким вопросам, как оккупация Крыма, судьба крымских татар, других коренных народов.
"ДС" Как будет реагировать Россия на принятие этого закона?
А.Ч. Очередными репрессиями, продолжением террора, который Путин ввел после оккупации Крыма, особенно против крымскотатарского народа. Но это ожидаемо, то есть мы знаем, что за наше сопротивление, любовь к Украине мы будем жертвовать человеческими жизнями. Это выбор, и он определяет будущее крымскотатарского народа вместе с Украиной. А цена войны, оккупации дают украинцам все большее понимание того, что фраза Путина "этот закон — это оружие массового поражения" показывает, насколько в Кремле боятся таких шагов со стороны нашего государства. В то же время мы помним, что оружием массового уничтожения являются именно Путин и сегодняшняя Россия. Поэтому нам надо и дальше делать свое дело.