Гонтарева боится иностранных инвесторов
Иностранные инвесторы продолжают обходить Украину стороной. По данным Госстата, в первом полугодии 2016 г. прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику составил всего $2,28 млрд (нерезиденты вложили $2,86 млрд, изъяли $0,33 млрд, еще $0,22 млрд было "съедено" за счет курсовой разницы). Но и этот приток валюты лишь "нарисован". Львиную долю так называемых инвестиций обеспечила капитализация "дочек" иностранных банков, прежде всего российских, за счет материнских банков. В итоге отток капитала в виде выплат частным сектором внешнего долга фактически нивелировал приток ПИИ. В небанковский сектор деньги практически не заходят. Те из иностранцев, кто имеет такую возможность, продолжают избавляться от местных активов.
Иностранных инвесторов можно понять. Работать при неандертальских подходах, применяемых НБУ к регулированию банковской системы, невозможно. После двух лет "оздоровления" банковская система стала еще больнее. Налицо фактический ее крах и полный паралич кредитования. О том, что Приватбанк нуждается в существенной докапитализации или национализации, говорят эксперты ведущих аудиторских компаний. На это финучреждение приходится 21,4% активов банковской системы - это больше, чем активы всех ранее закрытых банков, вместе взятых. Формально показывая прибыль, он значительно отстает от коллег по показателю формирования резервов под проблемные кредиты и имеет существенную часть кредитов связанным лицам. У госбанков, крупнейших кредиторов экономики, дела обстоят особенно плачевно. По информации международного агентства Fitch, на конец первого квартала 2016 г. неработающие кредиты составили 39% портфеля Укрэксимбанка и 47% - Ощадбанка (на эти два крупнейших госбанка приходится почти 27% активов банковской системы). Согласно оценке Fitch, если их активы продолжат ухудшаться, судьба госбанков будет напрямую зависеть от возможностей государства поддержать их платежеспособность.
Остальным кредиторам тоже не до спасения экономики. В двадцатку крупнейших по активам входит, например, четверка банков с российским капиталом: на Сбербанк, Проминвестбанк, ВТБ, Альфа-Банк (с учетом одобренной НБУ покупки Укрсоцбанка) суммарно приходится порядка 200 млрд грн. активов, что составляет около 25% от активов остальных платежеспособных банков Украины. И хотя в НБУ их активно защищают, российским "дочкам" сейчас явно не с руки поднимать украинские предприятия.
В валютном эквиваленте, по данным НБУ, кредитный портфель юридических лиц уменьшился с $81 млрд в январе 2014 г. до $23 млрд в июле 2016 г. Такое падение делает рынок кредитования в Украине малопривлекательным для крупных инвесторов.
Инертность инвесторов привычно оправдывают высоким уровнем коррупции в Украине. Но во времена Януковича масштабы коррупции зашкаливали, тем не менее в 2011-2012 гг. нерезиденты вкладывали в нашу экономику по $6-6,5 млрд ежегодно. Сейчас Украина находится в состоянии военного конфликта с Россией. Но тот же Израиль перманентно ведет войну уже полстолетия, и при этом инвестиции в его экономику растут ежегодно. С 2015 г. стало понятно, что риск распространения военных действий на территорию всей Украины минимален. Однако энтузиазма инвесторам это не прибавило.
По инвестпозициям Украины бьет неразумная политика Нацбанка. В пылу борьбы с оттоком капитала и за стабильность гривни НБУ еще в 2014 г. ввел пакет жестких валютных ограничений, длительное действие которых имело серьезные побочные эффекты. Совсем как в 1990-е, в стране начал развиваться теневой валютный рынок, оказавшийся вне зоны досягаемости регулятора. Он стал благодатной почвой для теневой экономики. Зажатые в тиски ограничений, многие предприятия перевели операции в теневую сферу. А запрет на репатриацию дивидендов и трансграничное движение капитала заставил "настоящих" иностранных инвесторов поставить крест на вложениях в Украину.
Очевидно, что нынешняя политика Нацбанка наносит ущерб и экономике, и имиджу страны в глазах инвесторов. Чтобы переломить ситуацию, НБУ должен кардинально изменить подходы: сказать правду и решить вопрос с Приватбанком и госбанками, создать привлекательные условия для инвестиций в банковский сектор (инвесторы должны иметь возможность честно зарабатывать и свободно распоряжаться своими средствами), определить философию кредитования реального сектора и предложить программу оздоровления существующих заемщиков, остановить пагубную политику валютного регулирования. В этом случае страна смогла бы увидеть приток реальных инвестиций хотя бы со следующего года.