Витаминная эволюция. Почему продажам добавок не помешает рак, а аутизм - поможет (ИНФОГРАФИКА)
Американская исследовательская фирма Persistence Market Research представила новый отчет о состоянии и перспективах глобального рынка витаминных добавок. Объем этого рынка в 2017 г. фирма оценила в $48,5 млрд, а на 2025 г. спрогнозировала $81 млрд, со среднегодовым темпом роста 6,6%.
Крупнейшим потребителем витаминных добавок стал Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего благодаря Китаю и Индии, где идея здорового питания весьма популярна, быстро растет городское население и одновременно - уровень его доходов. Объем рынка в этом регионе достиг $15,2 млрд в 2017 г. и будет увеличиваться на 7,1% в год. Этому способствует то, что несколько крупных игроков вошли в этот регион с целью удовлетворения растущего спроса на витаминные добавки.
На втором месте - Северная Америка: $14,4 млрд в 2017 г. Этот регион показывает самое высокое потребление витаминных добавок на душу населения: $40 в год на каждого жителя. Среди остальных регионов главным потребителем является Европа (прежде всего Западная).
Почти половину рынка занимают мультивитамины: $23,4 млрд в 2017-м и $37,9 млрд в 2025-м. Среди отдельных витаминов наиболее популярны витамины группы B и аскорбинка (витамин C). А наиболее перспективным авторы прогноза считают витамин D: ему предсказывают рост потребления на 10,7% в год.
Силы движущие и тормозящие
В отчете отмечаются факторы, способствующие росту глобального рынка витаминных добавок. В числе основных названы повышение осведомленности населения о существовании такого рода продуктов и обеспокоенность людей увеличением своих расходов на медицину. Люди включают витаминные добавки в свой рацион, рассчитывая, что те помогут предотвратить проблемы со здоровьем. Например, витамин С может улучшить иммунную систему, витамин D укрепляет кости, витамин А улучшает зрение и т.д.
Также рост рынка стимулируется наращиванием потребления гериатрической популяцией (так медики называют лиц в возрасте 65 лет и старше). Она использует витаминные добавки, чтобы избежать расстройств, связанных со старением. А поскольку продолжительность жизни растет, то доля этой популяции становится все более весомой. Еще одним положительным фактором для рынка является увеличение спроса на липкие витамины для детей (желейные, жевательные, мармеладные и т.п.). С 2013 г. потребление витаминных добавок в гуммированной форме увеличилось вдвое.
Однако есть и несколько факторов, которые тормозят рост этого рынка. В отчете указывается, что на рынок повлияло введение новых правил, относящих витаминные добавки к категории продуктов питания, а не к категории лекарств. Кроме того, некоторые производители витаминных добавок обвиняются в ложных обещаниях, и многие статьи по таким случаям несут в себе антирекламу витаминных добавок.
По сути, в этих формулировках отчета содержится признание того факта, что значительная часть рынка витаминных добавок основана на недобросовестной рекламе, которой грешат производители. И многие покупатели, узнавая о таких случаях, сокращают или вовсе прекращают потребление этой продукции.
Впрочем, не следует бросаться в другую крайность и заключать, что чудесные свойства витаминов, дескать, придуманы учеными по заказу фармацевтов, дабы дурить людей и выманивать у них деньги. Производители витаминных добавок, конечно, используют для продвижения своей продукции любые научные открытия, подтверждающие пользу витаминов. Однако недобросовестная реклама была бы совершенно неэффективной, если бы не людская дремучесть.
Люди бросаются покупать якобы "чудодейственное" средство, не постаравшись проверить информацию о нем. Зачастую они даже не удосуживаются выяснить, каким способом и в каких дозах его следует применять, чтобы витамины были усвоены организмом и не оказались для него лишними (вредными).
Многие счастливы в своем неведении, ибо испытывают эффект плацебо. Они верят, что данная добавка окажет положительное воздействие на организм, и благодаря этому настрою действительно ощущают улучшение самочувствия. Если люди готовы покупать плацебо - им это и продают. С добавлением витаминов.
Откуда взялся витаминный бум
О том, что для поддержания жизни недостаточно белков, жиров, углеводов, солей и воды, стало известно еще в конце XIX в. В первой трети XX в. были выделены из естественных биопрепаратов и искусственно синтезированы первые витамины. Нидерландский врач Христиан Эйкман и английский химик Фредерик Хопкинс получили в 1929 г. за открытие витаминов Нобелевскую премию по физиологии и медицине. К концу 1940-х были открыты и синтезированы все витамины, которые сейчас считаются абсолютно необходимыми в составе пищи. К ним относятся группа витаминов B, витамины A, C, D, E и K.
В 1930-х некоторые врачи пытались лечить отдельные заболевания путем добавления к пище витаминов в больших дозах, но зачастую это приводило к негативным последствиям для пациентов. Подобные попытки предпринимались и позже, в конце 1940-х и в 1950-х. Клинические результаты оказались спорными, и в результате витаминные добавки к пище перестали рассматриваться официальной медициной в качестве перспективного направления лечения заболеваний.
Как следствие, широкая публика о витаминах почти не знала. Они оставались предметом интереса главным образом биохимиков, а не медиков и фармацевтов.
Все изменил в 1970 г. лауреат двух Нобелевских премий (по химии за 1954 г. и премии мира за 1962 г.) американец Лайнус Полинг своей книгой "Витамин С и простуда". В ней он призвал людей принимать по 3 г витамина C ежедневно (в 33 раза больше рекомендованного дневного потребления). Полинг сам с 1966 г. принимал аскорбиновую кислоту в таких и даже больших дозах и, по его уверению, избавился от простуды, которая мучила его по нескольку раз в год.
Книга Полинга сразу же стала бестселлером, а продажи витамина C выросли в несколько раз. Аптеки не справлялись с возникшим спросом. К середине 1970-х уже 50 млн американцев следовали советам Полинга. Производители витаминов называли это "эффектом Полинга". С тех пор аскорбинка остается самым известным и популярным витамином.
После сделанных Полингом заявлений исследователи из Мэрилендского университета стали давать по 3 г витамина C каждый день 11 волонтерам и сахарные таблетки (плацебо) другим 10 участникам эксперимента. Затем они были заражены обычным простудным вирусом. У всех симптомы простуды проявлялись в течение одинакового периода времени. В Университете города Торонто исследователи наблюдали за воздействием витамина C на 3500 добровольных участниках эксперимента. Они были разделены на восемь групп: две в течение трех месяцев получали плацебо, а остальные - разные ежедневные дозы аскорбинки, от 0,25 до 8 г в день. И вновь витамин C не показал себя эффективным средством для предотвращения простуды. За 30 лет после выхода книги Полинга было проведено 16 подобных исследований, и все они показали, что витамин C не способен предохранить от простуды, а в лучшем случае может ослабить симптомы болезни. В результате ни Администрация продовольствия и лекарств (FDA) США, ни Американская медицинская ассоциация, ни Американская диетическая ассоциация, ни другие компетентные учреждения и организации не рекомендовали дополнительное применение витамина C для предотвращения или лечения простуды.
Хотя многочисленные исследования показали, что Полинг был неправ, он отказывался в это верить и продолжал рекламировать витамин C в своих речах, статьях и книгах для широкой публики. Когда же он появлялся перед журналистами с явными признаками простудного заболевания, то говорил, что страдает от аллергии.
Помогают ли витамины от рака
И все же Полинг находил приверженцев среди врачей. Один из них, шотландец Эван Кэмерон, написал ему, что те больные раком пациенты, которым давали по 10 г витамина C каждый день, чувствуют себя лучше, чем те больные, которым витамина не давали. Полинг пришел в восторг. В 1976 г. Кэмерон и Полинг выступили со статьей, в которой сообщили, что большинство из сотни "терминальных" (т.е. умирающих) больных раком, получавших ежедневно по 10 г витамина C, протянули до смерти в три-четыре раза дольше, чем пациенты, не получавшие витамина. Руководитель клинических исследований Национального института рака США Вильям Девис выявил, что в этой статье группы пациентов были несравнимыми.
Тем не менее, в 1979 г. вышла книга Кэмерона и Полинга "Рак и витамин C", которую больные раком восприняли как луч надежды. Желая принять участие в "чуде Полинга", они требовали от своих докторов давать им огромные дозы витамина C. "В течение шести или семи лет мы получали большое количество запросов от семей наших пациентов с требованиями использовать большие дозы витамина C, - вспоминал глава онкологического отделения и директор Исследовательского центра по изучению рака у детей в Детской клинике Филадельфии Джон Мэрис. - Мы пытались этому противостоять. А они говорили так: "Доктор, а у вас есть Нобелевская премия?"
Клиника Мэйо (это один из крупнейших частных медицинских и исследовательских центров не только в США, но и в мире) провела три исследования, в которых приняли участие 367 больных онкологическими заболеваниями. Результаты, опубликованные в 1979, 1983 и 1985 гг., показали, что у пациентов, получавших ежедневно по 10 г витамина С, наблюдался тот же уровень смертности, что и у пациентов, получавших плацебо.
Лайнус Полинг умер в 1994 г. в возрасте 93 лет от рака простаты. Трудно сказать, помогли ему ударные дозы витамина C прожить дольше или, наоборот, способствовали раку. Но вера Полинга в целительные свойства аскорбинки, наверное, придавала ему сил.
В обход официальной медицины
Тем временем его опытом, как можно действовать в обход официальной медицины, научились пользоваться производители витаминов. 6 апреля 1992 г. на обложке журнала Time - среди цветастых таблеток и капсул - красовалась фраза: "Настоящая сила витаминов: новые исследования показывают, что они помогают бороться с раком, сердечными заболеваниями, а также с разрушительным воздействием старения". Подробности сообщала напечатанная в журнале статья, выдержанная в том же восторженном духе и, по сути, выдающая желаемое за действительное. Национальная ассоциация пищевых продуктов (NNFA) - лоббистская группа, отстаивающая интересы производителей витаминов, - очень радовалась той статье и назвала ее "переломным моментом для отрасли". NNFA вручила большое количество экземпляров журнала каждому члену Конгресса США.
Подобные методы воздействия на мозги потребителей и поныне широко используются нутрицевтической промышленностью, производящей витамины и другие биологически активные добавки. В самом деле, зачем нужны рекомендации медиков, если достаточно проводить пиар-кампании в СМИ, а для убедительности ссылаться на результаты каких-то исследований (толкуя их на свой лад). При этом любые исследования, свидетельствующие о вреде здоровью, который может быть нанесен чрезмерным потреблением витаминов, попросту игнорируются.
Журнал The Atlantic перечислил целый ряд исследований, проведенных в последние годы и показавших: те испытуемые, которые принимали витамины и другие добавки, имели больше шансов умереть от рака или сердечных заболеваний, чем те, кто их не принимал. Так, в 2004 г. научные сотрудники Копенгагенского университета провели 14 исследований с участием более 170 тыс. человек, принимавших так называемые антиоксиданты - витамины A, C, E, а также бета-каротин. "Мы не смогли найти доказательств того, что антиоксидантные добавки способны предотвратить желудочно-кишечный рак; напротив, они, судя по всему, увеличивают общей уровень смертности", - заключили ученые.
В 2005 г. научные сотрудники медицинского факультета Университета им. Джонса Хопкинса провели 19 исследований с участием 136 тыс. людей и обнаружили повышенный риск смерти при использовании дополнительного витамина E. В том же году в исследовании, опубликованном в журнале Американской медицинской ассоциации, были приведены результаты изучения более 9 тыс. человек, принимавших большие дозы витамина E для предотвращения ракового заболевания. Оказалось, что те люди, которые принимали витамин E, имели больше шансов получить сердечную недостаточность, чем те участники эксперимента, которые не делали этого.
В 2007 г. научные сотрудники Национального института рака провели обследование 11 тыс. мужчин, принимавших или не принимавших мультивитамины. В итоге оказалось, что принимавшие мультивитамины участники исследования подвергались в два раза большей опасности смерти от рака простаты. В 2008 г. обзор всех проведенных исследований с участием более 230 тыс. человек, принимавших или не принимавших дополнительное количество антиоксидантов, показал, что витамины повышают риск заболевания раком и сердечными расстройствами.
В октябре 2011 г. научные сотрудники Миннесотского университета оценили состояние 39 тыс. пожилых женщин и обнаружили, что те их них, кто принимал дополнительные мультивитамины, магнезию, цинк, медь и железо, умирали чаще, чем те, кто этого не делал. В том же месяце научные сотрудники Кливлендской клиники опубликовали результаты изучения 36 тыс. мужчин, принимавших или не принимавших витамин E и селен. Они обнаружили, что люди, принимавшие витамин E и селен, на 17% больше подвержены риску рака простаты. По поводу проведенного исследования глава кардиологического отделения Кливлендской клиники Стивен Ниссен заявил: "Концепция применения мультивитаминов была навязана американцам заботящейся о своих интересах нутрицевтической промышленностью, и сделано это было для получения прибыли".
Однако все это, отмечает The Atlantic, никак не отразилось на продажах витаминных добавок. "Что касается опубликованных исследований, то это нужно просто пережить, - подчеркнул гендиректор компании General Nutrition Centers Джозеф Фортунато. - Мы не видим никакого воздействия на наш бизнес".
Беременным стоит вспомнить о рыбьем жире
В последнее время на рынке активно раскручивается витамин D. Ему, как уже говорилось, пророчат самые высокие темпы роста продаж. Этот витамин давно известен своей необходимостью для предотвращения рахита у младенцев. Однако сейчас ему приписываются и многие другие чудодейственные свойства.
Некоторые основания для этого действительно имеются. Например, в 2017 г. были обнародованы результаты двух исследований, связавших недостаток витамина D с аутизмом. Статья о первом исследовании вышла в марте 2017 г. Австралийские ученые из Университета Квинсленда выявили, что добавление в пищу беременным лабораторным мышам диетических добавок, содержащих витамин D, может предотвращать развитие расстройств аутистического спектра у будущего потомства. Статья о втором исследовании вышла в ноябре 2017 г. Китайские ученые, обследовавшие почти 28 тыс. новорожденных детей, выявили значительную корреляцию низкого уровня витамина D при рождении с повышенным риском расстройств аутистического спектра и умственной неполноценности.
А совсем свежее исследование, статья о котором вышла 28 января 2018 г., говорит, что беременные женщины с дефицитом витамина D могут рожать детей с ожирением. Это выяснили ученые из Университета Южной Калифорнии. Словом, вывод однозначен: хочешь родить здорового ребенка - потребляй витамин D.
Однако вовсе не так однозначно другое: в каком виде следует потреблять этот витамин. Медики советуют в первую очередь побольше загорать (тогда витамин D формируется в коже под действием ультрафиолета и далее превращается в активные формы в печени и почках). Во вторую очередь - пить знакомый с детства рыбий жир (содержит дневную норму витамина D в одной столовой ложке), есть жирную рыбу (лосось, сардина, макрель, форель, тунец), потреблять яичные желтки и молочные продукты. Но реклама, конечно же, расскажет, что нужно покупать витаминные добавки.