Страшнее ядерной войны. Когда роботы-убийцы возглавят НАТО и заменят Шойгу
В Женеве 27 августа стартовал второй раунд переговоров группы правительственных экспертов из 70 стран под эгидой ООН о смертоносных автономных системах вооружения. Первый раунд состоялся тоже в Женеве 13-17 ноября 2017 г. Потенциально эти консультации могут привести к введению международного запрета на создание полностью самоуправляемых роботов-убийц, способных без людского контроля выбирать мишень и принимать решение об ее уничтожении.
А скоро ли они появятся
Пока полностью самоуправляемого оружия еще не создано, но многие государства вкладывают значительные средства в адаптацию технологии искусственного интеллекта для военных нужд. На вооружении ряда стран уже стоят системы с элементами искусственного интеллекта - от беспилотников и роботов-часовых до аппаратов для обезвреживания взрывных устройств. При этом продолжается развитие искусственных нейронных сетей, позволяющих искусственному интеллекту самообучаться.
В качестве примера можно привести боевой летающий дрон нового поколения Tikad, созданный американской компанией Duke Robotics. Он способен нести на борту как крупнокалиберную снайперскую винтовку, так и пулемет и даже гранатомет. Причем не только нести, но и стрелять из него. Сейчас Tikad управляется оператором, но со временем дрон может быть переведен на полностью автономный режим.
Основатель Duke Robotics Разиель Атуар - бывший командир спецподразделения израильских вооруженных сил. Вооружить дрон боевым стрелковым оружием он задумал после участия в контртеррористических операциях, в которых воевать приходилось посреди мирных населенных пунктов. По его мнению, использование вооруженных дронов способно снизить количество жертв среди гражданского населения.
Компания называет Tikad "солдатом будущего". Его первый прототип появился в 2015 г. Затем дрон доработали. Благодаря новой системе стабилизации теперь его больше не отбрасывает отдачей при стрельбе. В сентябре 2017 г. Duke Robotics объявила, что министерство обороны Израиля одобрило Tikad в качестве инновационной технологии войн будущего. По неофициальной информации, израильские военные уже договорились с Duke Robotics о закупке партии Tikad, ведутся переговоры и с вооруженными силами США.
Лозунг разработчиков Tikad - no boots on the ground ("не ходи по земле") и новое поколение беспилотников максимально близко подошло к тому, чтобы летающие дроны выполняли свои задачи с эффективностью воинов-людей. Дроны Tikad могут в кратчайшие сроки пересечь любой ландшафт, способны обнаруживать врага на высотных позициях и сами могут осуществлять разведку с воздуха. Первоначально Tikad предназначался для осуществления миссий в критических ситуациях, где обычный человек справиться не может или подвергается неоправданно высокому риску. Однако совсем скоро подобные дроны станут массовым явлением, а с ростом уровня технологий начнут постепенно вытеснять из боевых действий и людей.
Tikad - это только пример. Целый ряд компаний и институтов в разных странах сейчас создают роботов для военных. В США в феврале 2018 г. состоялись испытания наземного боевого автомобиля с дистанционным управлением в комплекте с полностью автоматизированным пулеметом. То есть впервые американская армия использовала в ходе военных учений наземного робота, обеспечивающего огонь в тандеме с человеческими войсками. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона тратит на создание роботов большую часть своего годового бюджета, составляющего уже более $3 млрд. "Я не сомневаюсь, что в течение пяти лет в каждом армейском формировании появятся роботы, - заявил в мае 2018 г. представитель Пентагона Брайан Маквей. - Мы переходим от разговоров о роботах к тому, чтобы создавать их".
Бывший британский разведчик Джон Бассетт, очень хорошо знакомый с военными исследованиями в США, прогнозирует, что к 2025 г. в армии США будет "больше боевых роботов, чем человеческих солдат". Согласно стратегии армии США по роботам и автономным системам, представленной в марте 2017 г., в период 2031-2040 гг. должны быть взяты на вооружение автономные "самосознающие" системы. В стратегии указывается, что к тому времени у армии будет кадровый состав роботов на службе, включая "роевых роботов", которые будут "полностью заряженными, самораспаковывающимися и готовыми к немедленной службе", а также передовой искусственный интеллект, предназначенный для "повышения боевой эффективности", особенно в городских зонах боевых действий.
Не менее решительно настроена Южная Корея, что совсем неудивительно ввиду ее соседства с КНДР. В мае 2018 г. крупнейшее южнокорейское информагентство Yonhap сообщило, ссылаясь на собственные источники, что в 2024 г. в южнокорейских войсках появятся первые "смешанные" подразделения, которые будут состоять из людей и роботов. Согласно источникам агентства Объединенный комитет начальников штабов курирует исследования с участием армии, флота и военно-воздушных сил, а также Корейского института оборонных анализов и Корейского национального университета обороны, в ходе которых разрабатываются самые разные виды военных беспилотных систем. Среди них: не только дроны-разведчики и роботы для обнаружения мин, но и боевые летательные аппараты, зенитные орудия, самоходные гаубицы, танки, корабли, подводные лодки.
Удастся ли их запретить
Еще в апреле 2013 г. в Лондоне была основана кампания Stop Killer Robots, к которой присоединился целый ряд международных и национальных неправительственных организаций. Женевские переговоры группы правительственных экспертов под эгидой ООН - на данный момент главное достижение этой кампании.
За превентивный мораторий на автономные системы вооружения выступают 26 государств, включая Австрию, Бразилию, Египет и Китай. Против запрета высказываются государства, активно инвестирующие в использование искусственного интеллекта для военных нужд, в том числе США, Великобритания, Франция, Израиль, Южная Корея, Россия. Собственно, уже из этого факта можно сделать вывод, что у женевских переговоров мало шансов на сколь-нибудь существенные результаты.
Скорее можно ожидать, что эти консультации будут использованы для очередного самопиара некоторыми организациями, как это уже сделала Amnesty International, потребовавшая запрета роботов-убийц. Однако подобные требования уязвимы с этической точки зрения. "Мы движемся в будущее, в котором люди могут быть вытеснены из процессов принятия решений о применении силы", - пугает представительница Amnesty International Раша Абдул Рахим. Но стесняется признаться, что она добивается того, чтобы операции против террористов-смертников осуществляли непременно люди, а не роботы, даже если это означает высокий риск гибели и сотрудников антитеррористических подразделений полиции, и заложников. По сути, для подобных правозащитников права террористов (даже тех, кто сам обрек себя на смерть) важнее, чем жизни полицейских и жертв террористов.
К тому же вряд ли хоть одна уважающая себя страна поверит подписи России под конвенцией о запрете роботов-убийц. Поэтому, независимо от того, появится ли такая конвенция, гонка вооружений в этой сфере будет продолжаться.
Роботы-камикадзе - давно уже реальность
Еще в 2011 г. американцы заявили об использовании в войне против Талибана дронов-камикадзе Switchblade, несущих на себе взрывной заряд и способных осуществлять вылеты на расстояние до нескольких километров. За время американской военной операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане было использовано более 4 тыс. Switchblade. В 2017 г. сообщалось о применении дронов-камикадзе в войне против Исламского государства.
Научились использовать роботов и спецподразделения SWAT американской полиции, которым часто приходится иметь дело с террористами. Первым случаем применения робота-камикадзе на территории США стала ликвидация "далласского стрелка" Мики Джонсона, который 7 июля 2016 г. застрелил в Далласе пятерых полицейских и ранил еще девятерых, а также двоих гражданских. В течение пяти часов полиция безрезультатно пыталась вести переговоры с Джонсоном, укрывшимся в колледже, однако Мика не желал сдаваться и угрожал взорвать несколько бомб. В конечном итоге терпение у полиции закончилось, и офицеры предложили Джонсону два выбора: либо он сдается и выходит наружу с поднятыми руками, либо остается внутри - и в таком случае полиция готова применить силу. Убийца решил выбрать второй вариант.
Вскоре преступник понял, какую силу имели в виду полицейские, когда те прицепили брикет взрывчатки C4 к руке робота и отправили последнего в подземную парковку колледжа, где прятался убийца. Машина пожертвовала собой, но отправила Джонсона в ад. К слову, сам робот был создан с несколько иной целью - он предназначался для разминирования.