Игра в Бога. Не много ли для одного ребенка троих биологических родителей
Первому малышу с ДНК троих человек уже пять месяцев. Абрагим Хассан родился в Мексике, его родители мусульмане, граждане Иордании, а медицинское сопровождение обеспечивала команда из США. Метод исправления генетических мутаций при помощи использования донорской ДНК пока что законодательно разрешен только в Великобритании. В остальном мире ученые, общественные и религиозные деятели продолжают спорить о том, может ли человек вмешиваться в зарождение жизни.
О рождении ребенка с двумя мамами сообщил журнал New Scientist.
Генетическая мать малыша, родившегося 6 апреля этого года в Мексике, — носитель синдрома Лея. Это заболевание поражает центральную нервную систему и в большинстве случаев приводит к летальному исходу в течение нескольких лет после начала болезни. Как правило, в группу риска входят дети до трех лет. До того как появился мальчик с "исправленной" ДНК, мать Абрагима родила двоих малышей. Старшая дочь умерла в возрасте восьми лет, второй ребенок дожил лишь до восьми месяцев. Чтобы родить здорового ребенка, родители обратились к доктору Джону Чжану, руководителю нью-йоркской репродуктивной клиники New Hope Fertility Center.
Чжан работает над техникой "три родителя", позволяющей избежать митохондриальных заболеваний. Речь идет о дефектах в функционировании митохондрий, которые служат своеобразными "энергетическими подстанциями" и обладают собственными 37 генами. Митохондриальная ДНК передается исключительно по женской линии. Ведь митохондрии содержатся в цитоплазме, которую при оплодотворении зигота получает только от яйцеклетки. Еще одна особенность этой ДНК — быстрая мутация. По статистике, митохондриальные дефекты являются причиной почти пяти десятков генетических заболеваний — сахарного диабета, сопровождаемого глухотой, потери зрения в младенческом возрасте, рассеянного склероза и т. д.
Исправить этот дефект в теории можно несколькими способами. Технология пронуклеарного переноса ядер заключается в том, что яйцеклетки генетической матери и донора оплодотворяют спермой отца. После того как ядра клеток начинают делиться, из одноклеточного эмбриона донора удаляют оплодотворенное донорское ядро клетки и замещают ядром генетических родителей ребенка.
Однако Чжану пришлось использовать другой метод, поскольку родители мальчика из-за религиозных убеждений выступили против разрушения эмбриона. Доктор отделил ядро из яйцеклетки матери, перенес его в яйцеклетку донора, из которой предварительно было удалено собственное ядро, а уже после этого полученная яйцеклетка была оплодотворена. Всего при помощи метода "веретенообразного ядерного переноса" было создано пять эмбрионов, однако только один из них развивался нормально. Именно этот эмбрион через девять месяцев вырос в новорожденного Абрагима.
Всю процедуру проводили в Мексике, поскольку в США манипуляции такого рода запрещены законом, а в Стране кактусов и текилы, как говорит Чжан, можно все. Единственная страна в мире, где на сегодня законодательно разрешено использовать технику экстракорпорального оплодотворения с переносом ядер, — Великобритания. Разрешение на замену ядра в оплодотворенной яйцеклетке здесь одобрили в феврале 2015 г.
Родившийся в Мексике малыш — не первый ребенок с ДНК троих родителей. Впервые подобные опыты были проведены в Штатах во второй половине 1990-х годов. Однако в результате применения метода у части детей развились генетические дефекты, и техника была запрещена.
Впрочем, доктор Чжан пока тоже не может гарантировать, что Абрагим в будущем не заболеет. Ранее биологи из Научно-исследовательского института Нью-Йоркского фонда стволовых клеток заявили, что даже незначительное количество нездоровых митохондрий может привести к заболеванию. Во время опытов они пересаживали ядра из яйцеклеток со здоровыми митохондриями в яйцеклетки с разным числом поврежденных митохондрий, доля которых составляла менее 2,2%. В ряде случаев количество нездоровых митохондрий увеличивалась с 1 до 100%, причем колебания происходили случайным образом.
Чжан и его коллеги проверили митохондрии Абрагима, и обнаружилось, что мутации несут менее 1% из них. Доктор уверен, что это количество слишком мало для того, чтобы стать причиной серьезных проблем. Как свидетельствуют данные исследований, беспокоиться нужно в том случае, если доля поврежденных митохондрий приближается к 18%.
Тем не менее коллеги Чжана подчеркивают: говорить об успехе метода преждевременно. Сперва следует провести серию подобных экспериментов, а также понаблюдать за развитием детей, рожденных с ДНК троих человек.
Но с новыми экспериментами могут быть проблемы: технологии экстракорпорального оплодотворения по-прежнему вызывают жаркие этические и научные споры, манипуляции с генами эмбрионов запрещены в нескольких десятках стран мира. Критики говорят, что доктора пытаются "играть в Бога", генетически модифицируя людей. В качестве страшилки, как правило, приводят опыт нацистской Германии: мол, тамошние поклонники евгеники тоже пытались создать идеального человека.
Между тем ученые, работающие над устранением дефектов ДНК, в один голос говорят: ничего общего ни с клонированием, ни с евгеникой их метод не имеет. Ведь главная цель не создание сверхчеловека с заранее определенными способностями и свойствами, а рождение здорового ребенка. Использование техники "троих родителей" может подарить радость материнства десяткам тысяч женщин и тем самым спасти новорожденных от страшных дефектов и болезней. Команда доктора Чжана уверена, что совершила прорыв в медицине. А что касается споров по поводу этической стороны вопроса, то Чжан говорит: "Самое этичное — это спасти жизнь".