Балканизация интернета. Появится ли в сети "остров Украина"
Эксперты уже лет десять предсказывали "балканизацию" сети - то есть развал некогда единого прогрессивного и интеллектуального пространства на отдельные экосистемы, разделенные принципами контроля, и даже на отдельные технологии. Отношение к интернету за два десятилетия поменялось радикально. В 90-е люди видели в сети почту и библиотеку, огромное и удобное хранилище знаний. В нулевые появились социальные сети и мессенджеры, интернет стал средой общения. В 2010-е интернет уже воспринимается как угроза - для людей и для государств.
Но есть и другой взгляд: балканизация интернета, то есть разделение общего пространства на бесконечное количество частных сообществ и регионов, - естественный процесс роста сети, который начался еще в нулевые годы. Этот процесс происходит по ряду причин, включая, собственно, технологические, а также коммерческие, политические, религиозные, культурные и так далее.
Так что нужно различать естественную и искуственную балканизацию. В первом случае балканизация происходит естественным образом, потому что люди объединяются по интересам или языку. "С рождения" интернет был англоязычным, а теперь большинство пользователей английским и не владеет.. Тем же, кто владеет, все равно комфортней в своей языковой среде.
Во втором случае балканизация - результат вмешательства государства. Пример: китайский интернет, изолированный от остального мира. Но именно в 2019-м распад глобальной сети на "удельные княжества" стал практически необратимым.
Опять Запад
На самом деле интернет начал дробиться на совокупность национальных сетей после разоблачений Эдварда Сноудена о глобальной слежке спецслужб США за пользователями по всему миру. В 2013-м президент Бразилии Дилма Руселф на заседании Генассамблеи ООН даже призвала создавать национальные сети обмена трафиком, положив конец гегемонии США по управлению глобальной сетью. В том же духе высказалась Ангела Меркель, прочитавшая у Сноудена свою служебную переписку.
В результате к уже сложившемуся ансамблю таких признанных борцов за "цифровой суверенитет", как Иран, Северная Корея, Китай, Саудовская Аравия и ОАЭ, начали присоединяться немецкие и бразильские голоса. Некоторые страны даже начали прокладывать оптоволоконные кабели в Европу в обход США. В Германии и Франции думают над созданием подсети для шенгенских стран, чтобы данные пересылались в обход США и Великобритании.
В 2014 г. ЕС принял нашумевшую инициативу о "праве на забвение", наделяющую любого человека правом потребовать удаления из результатов поиска ссылок на устаревшую или неверную информацию о нем. Интернет-компании, в частности Google, выступили с критикой данной нормы, которая усложняет их работу с пользователями из стран ЕС. Но желание сократить присутствие американских интернет-компаний у европейцев не пропало - и та же Google начала получать в Европе один штраф за другим.
Великий китайский фаерволл
Механизмы обеспечения "цифрового суверенитета" ярче всего реализованы в Китае. Там еще в 1998-м Министерство общественной безопасности разработало масштабный проект "Золотой щит Китая", более известный как Великий Китайский Фаерволл. В 2003-м проект был запущен, его стоимость очень приблизительно оценивается в $1 млрд.
Достаточно сложный набор технических средств позволяет фильтровать контент, блокировать доступ к иностранным интернет-ресурсам, китайским интернет-ресурсам, попавшим в черные списки, собирать информацию о пользователях (например, о тех, кто попробует использовать средства обхода блокировок и фильтров).
И все же китайская система интернет-цензуры знаменита не только техническими достижениями местных умельцев. В 2004-м в стране начали формировать т. н. 50-центовую армию ("Умаодан", от названия мелкой китайской монеты). Ее задача - не только блокировать нежелательный для китайских властей контент, но и создавать "правильную" виртуальную реальность: через участие в дискуссиях на форумах, размещая "идеологически выдержанные" комментарии, втягивая в изматывающие дискуссии активистов в соцсетях, причем не только китайских. И получать за это свои "50 центов".
Эффективность этой системы довольно высока - академические исследования показали, что примерно 13-16% сообщений на "чувствительные" темы удаляются из китайской Сети, а по отдельным запросам (Далай-лама или бойня на площади Тяньаньмэнь) информацию найти вообще невозможно. Но китайские власти, конечно, объясняют весь этот гигантский труд исключительно заботой о безопасности своих граждан, признавая в основном лишь противодействие пропаганде насилия и распространению порнографии.
Сегодня в Китае запрещено пользоваться Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, блог-платформой WordPress, Flickr, Gmail, Google Maps. Облачными хранилищами разрешено пользоваться только китайскими, которые мониторят спецслужбы. Как таковых запретных тем в Китае нет, поскольку запрещено все, что не разрешено. Власти без суда и следствия могут заблокировать сайт с любыми неугодным содержимым. Пользователям запрещена, в частности, критика властей Китая, рассуждения на политически болезненные темы независимости Тибета и конфликта с Тайванем. Запрещен мультперсонаж Винни-Пух, поскольку на него похож генсек Китая Си Цзиньпин и ему шутки по этому поводу не нравятся. Китайское написание слова "Винни-пух" включено в фильтр поисковых запросов, из сети удалены все изображения мультперсонажа.
Чебурнет: и смешно, и страшно
На опыт Китая с интересом смотрит Россия, которая в последние годы предпринимает и практические шаги в китайском направлении. Поначалу в 2014-м, а потом в начале 2019-го Госдума приняла законопроект с витиеватым названием: "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети "Интернет" на территории РФ)".
Нововведение сами российские интернет-пользователи сразу прозвали "Чебурнет" (в честь Чебурашки), первый раз его протестировали 4 апреля в Москве. Во время тестирования на 5-10 минут отрубался весь трафик, идущий в другие страны. Не были доступны абсолютно все интернет-сервисы, у которых нет серверов в РФ. Недоступны были так же приватные VPS серверы. Сайты, расположенные в России, продолжали работать.
23 декабря в масштабах всей РФ опять прошли учения в рамках подготовки к отключению интернета. Точнее, они назывались "учения по целостности и устойчивости интернета к негативным внешним воздействиям на территории России". Уточнялось, что учения носят исследовательский характер.
Закон о суверенном Рунете обязывает операторов связи обеспечивать установку в своей сети специальных технических средств противодействия угрозам целостности функционирования интернета в России. Суть закона в том, что в случае возникновения таких угроз извне Роскомнадзор начнет управлять маршрутизацией трафика через свое оборудование. Кроме того, оборудование Роскомнадзора, внедряемое в сети, также будет фильтровать трафик, ограничивая доступ пользователей к запрещенным на территории РФ ресурсам. Иными словами - россиян отключат от сети.
Что будет завтра
Уже сегодня большинство просмотров сайтов и обращений к веб-сервисам идет с мобильных устройств - смартфонов и планшетов. Эта тенденция сохранится, а значит, уже начавшееся распространение технологий связи 5G принесет существенное превосходство странам, которые первыми построят достаточно большие сети 5G-устройств. Такие страны смогут претендовать на создание совершенного нового и отдельного интернета. Это будет событие цивилизационного масштаба - особенно если вспомнить, что сам стандарт 5G уже существует в двух разных вариантах: "китайском" и "американском".
Впрочем, идея создания некой новой, отдельной сети, рано или поздно все равно возникнет. Например, после распространения гаджетов виртуальной реальности, связанных в сеть, или технологий, подключающих к сети нервные окончания, появятся сети совершенно нового типа, объединяющие (и разъединяющие) людей на различных культурных и/или технологических платформах.
Следующий этап - сосуществование нескольких интернет-укладов. Подобно тому, как сейчас в мире сосуществуют разные экономические и социальные уклады "родом" из разных эпох. В любом случае, от идей всеобщей связности, свободы и прогресса интернет уходит в эскапизм, сепаратизм, цензуру и тотальный контроль. Отдельная угроза - теневой интернет, населенный троллями, торговцами наркотиками, киберпреступниками и прочей нечистью. В некоторых сферах по разным оценкам объем теневой активности может достигать 70% трафика.