• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Увеличение зарплат в бюджете-2024. Злоупотребляет ли Украина зарубежной помощью?

Увеличение расходов на оплату труда бюджетников в следующем году ставит перед властью и обществом неоднозначный вопрос: правильно ли таким образом распоряжаться деньгами, которые нам, как известно, дают иностранные партнеры?

Повышение зарплат по тарифной сетке бюджетников будет только номинальным
Повышение зарплат по тарифной сетке бюджетников будет только номинальным
Реклама на dsnews.ua

Правительство заложило в проект госбюджета-2024 поэтапное повышение минимальной зарплаты и минимального должностного оклада первого тарифного разряда (ПТР). Это приведет, в частности, к росту расходов на оплату труда в бюджетной сфере и увеличению налоговых отчислений бизнеса.

Минимальная заработная плата и первый тарифный разряд, грн

Параметр

Станом на зараз і до кінця 2023 р., грн

З 1 січня 2024 р. (план), грн

З 1 квітня 2024 р. (план), грн

Мінімальна зарплата

6700

7100

8000

Оклад працівника першого тарифного розряду

2893

3195

3600

Прожитковий мінімум для працездатних осіб

2684

3028

3028

"Расходы на оплату труда работников бюджетной сферы рассчитаны с учетом прогнозного размера должностного оклада работника первого тарифного разряда ЕТС и прогнозного размера минимальной заработной платы", — говорится в пояснительной записке к законопроекту о госбюджете-2024.

Здесь следует объяснить механизм. Нововведения должны повлиять на зарплаты бюджетников по двум причинам. Во-первых, увеличение оклада для первого (самого низкого) тарифного разряда повышает базу расчетов по Единой тарифной сетке (ЕТС) для оставшихся 24 разрядов должностей. Во-вторых, повышение минимальной зарплаты имеет значение в том смысле, что к ее размеру следует подтягивать оклады бюджетных работников на низших разрядах (на сегодняшний день — низших 13), потому что их ставки слишком малы.

Следует заметить, что ЕТС используют в отдельных отраслях бюджетной сферы, например, государственном образовании, системе здравоохранения (частично), культуре и спорте. (Для госслужащих, служащих органов местного самоуправления, ВСУ, полиции эта тарифная сетка не применяется.)

Понятно, что увеличение минимальной зарплаты влияет и на частный бизнес из-за роста фискальной нагрузки (считается, что это уменьшает возможности для инвестиций). Темы налогового эффекта мы еще коснемся. Впрочем, несмотря на трудные времена, здесь нет ничего нового, ведь минималка движется вслед за все более высокими ценами, обратной стороной которых является доход предприятий. Это постоянный процесс.

Реклама на dsnews.ua

Другое дело — объяснить дополнительные расходы международным партнерам, которые, напомним, финансируют сейчас и будут финансировать на следующий год все расходы государственного бюджета Украины, кроме оборонных. Почему эти деньги должны пойти на увеличение окладов бюджетникам? У кого-то могут возникнуть, например, такие вопросы: с какой стати фермер из Алабамы должен оплачивать повышение зарплат украинских учителей? На эту тему публично размышляют даже в высших эшелонах власти. Вот что говорит председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак в недавнем интервью "Українським новинам" : "Как бы это ни досадно звучало, но мы живем за счет других стран последние полтора года. Они оплачивают всю нашу социальную сферу… Хотим ли мы поднять зарплаты? Да. Как это объяснить нашим партнерам? Очень тяжело".

В то же время суммы дополнительных расходов, которые ассоциируются с повышением окладов бюджетников, вряд ли можно назвать огромными в масштабах всей сметы страны. Например, номинальные расходы на образование в следующем году планируют увеличить на 23 млрд грн, а на систему здравоохранения — на 24 млрд грн. Можно сказать, что большинство из этих средств предназначено для оплаты труда. Так, объем образовательной субвенции местным бюджетам, которую государство дает на зарплаты учителям, в следующем году должен вырасти на 15,4 млрд грн. Смог бы пан Бабак объяснить международным партнерам такие расходы?

Можно попробовать. В пользу увеличения зарплатных расходов приведем простой аргумент: на самом деле повышение будет только номинальным, потому что инфляция быстро "ест" оклады работников, оплачиваемых из бюджета по ЕТС. Так, с декабря 2021 г. минималка "косметически" повышалась только один раз — в октябре прошлого года. Учитывая, что в 2022 г. потребительская инфляция достигла более 26,6%, а по результату текущего года прогнозируемо прибавит процентов 10-11, можно сказать, что покупательная способность минимальной зарплаты к 1 апреля 2024 г. снизится примерно на треть по сравнению с довоенными месяцами. К тому же минимальный должностной оклад за этот период вообще не пересматривался. С такого ракурса запланированное на следующий год увеличение минимальной зарплаты и оклада для ПТР, а значит зарплат по тарифной сетке бюджетников, выглядит как попытка хотя бы частично компенсировать им потерю трудовых доходов.

Впрочем, в этой теме ход рассуждений и ответов очень зависит от того, с какой стороны посмотреть на проблему, какие периоды взять для сравнения и т.п. Поэтому мы обратились за комментариями к экспертам. Оправданы ли повышенные "зарплатные" параметры в проекте госбюджета?

Повышение и справедливость

Предлагаемое правительством повышение минимальной зарплаты фактически перекроет инфляцию за прошлый год, следовательно, социальная направленность этого шага правильна, ведь люди должны получать адекватную оплату труда, считает директор Института социально-экономической трансформации, руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. В то же время повышение оклада по первому тарифному разряду экономист рассматривает как противоречивое решение: "С одной стороны, людям, работающим на минимальную заработную плату — а это достаточно много бюджетников — поднимать надо. Но повышение первого тарифного разряда автоматически приводит к увеличению заработных плат всем категориям, а не только тем, кто получает минимальную заработную плату, и я считаю вот это несправедливым, потому что есть те, кто получает, условно, по 30 тыс. или 40 тыс. грн (учитывая имеющиеся надбавки), и в этом случае действительно возникает вопрос: нужно ли во время войны повышать зарплату этим людям?" По мнению экономиста, стоило бы вообще ограничить максимальный размер заработной платы бюджетникам, например суммой пяти минимальных заработных плат (в следующем году это было бы 40 тыс. грн).

В свою очередь финансовый аналитик Алексей Кущ отмечает, что показатель минимальной зарплаты уже много лет не влияет на трудовые доходы бюджетников (за исключением случаев, когда работникам низких разрядов приходится подтягивать оплату к минималке). Он напоминает, что правительство Владимира Гройсмана отвязало оклад первого разряда тарифной сетки бюджетников от минимальной зарплаты, и теперь этот оклад должен просто не падать ниже прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который у нас очень низкий (см. таблицу).

Что касается правительственного предложения напрямую поднять минимальный оклад для работников ПТР почти на четверть (3600 грн с 1 апреля 2024 г. против 2893 грн сейчас), то Алексей Кущ все равно не считает эту разницу настолько серьезной, чтобы она сильно повлияла на зарплаты бюджетников.

Минималка как фискальный инструмент

Рассмотрим еще один эффект от повышения минимальной зарплаты. Алексей Кущ отмечает, что в последние годы этот показатель превратился из социального в фискальный инструмент, то есть способ увеличения поступлений в бюджет через отбеливание трудовых доходов. "К примеру, если человек сейчас получает 10 тыс. грн, — до 4 тыс. "в конверте" и минималку в 6700 грн, — то будет получать "в конверте" меньше, но общая сумма дохода не изменится.., — объясняет экономист. — Значит поднятие минимальной зарплаты — это не про доходы людей, это про увеличение налогов в основном с малого и среднего бизнеса".

Илья Несходовский также говорит об усилении налоговой нагрузки: "У нас с 1 апреля предприниматели ежемесячно будут платить ЕСВ в сумме 1760 грн. И в принципе так получается, что будут платить и единый налог в размере 1420 грн. Это фактически поднятие налогов для малого бизнеса" .

Зарплаты бюджетников: дисбаланс и уравниловка

В двух словах коснемся проблемы, возникшей во весь рост во время углубления в тему — это беспорядок в системе оплаты труда бюджетников. Результатом является массовая демотивация в низших звеньях.

"Система определения размера заработных плат в бюджетных учреждениях на сегодняшний день полностью разбалансирована. Есть отдельные антикоррупционные учреждения, где платят по совсем другой методике, есть отдельные категории, которым платят не так, как всем, есть первые тарифные разряды — которым вынуждены доплачивать до минимальной заработной платы .И как результат, работники на низших тарифных разрядах испытывают уравниловки, которая приводит к тому, что человек хоть и работает, но не получает соответствующей оплаты", — отмечает Илья Несходовский.

Если говорить о работниках на минимальной зарплате, то сейчас на руки они получают только 5360 грн. Это приводит к тому, что сотрудники бюджетных учреждений могут работать халатно либо у них возникает соблазн воспользоваться должностью для незаконного заработка.

Выводы. Шпаргалка для Бабака

Подведем итог по главной теме: оправдано ли повышение зарплат бюджетникам с учетом того факта, что всю невоенную часть бюджета Украины оплачивают иностранцы? Вернемся к словам пана Бабака, который занимается в парламенте образованием и наукой. Напомним, он сказал, что зарплаты в сфере поднимать нужно, но это очень сложно объяснить "нашим партнерам". Может, и сложно, но у нас уже есть ряд аргументов:

  1. Повышение зарплат части работников бюджетной сферы номинальное. Даже поднятие минималки до 8000 грн, а оклад по первому тарифному разряду до 3600 грн не компенсирует им потерь в доходах с начала большой войны.
  2. Поднятие минимальной зарплаты оказывает лишь ограниченное влияние на зарплаты бюджетников.
  3. При этом минималка является инструментом увеличения налоговых поступлений. А это значит, что Украина консолидирует собственные финансовые ресурсы, а не бездумно их тратит.

А вот о чем представителю Украины следует умолчать за столом переговоров с международными партнерами, так это о внутренней разбалансированности системы оплаты труда в бюджетной сфере, особенно о том, что вместе с зарплатами работников низших разрядов будут расти и доходы тех, кто и так получает по 30-40 тыс. грн в месяц.

А лучше действовать на опережение. Чтобы не попасть в неудобную ситуацию и ничего не скрывать, народным депутатам вместе с членами правительства стоит уже сейчас, во время горячей фазы бюджетного процесса, попытаться ограничить большие зарплаты в бюджетных учреждениях (хотя бы на период войны). К тому же, ничто не мешает пойти дальше и временно ограничить зарплаты в бюджетной сфере, скажем, 25 тыс. грн, и не только для тех, кто работает по единой тарифной сеткой. Можно было бы выставить максимальную планку для всех, кто оплачивается из бюджета — от судей и прокуроров до следователей НАБУ (конечно, не без исключений: высокую оплату нужно оставить военным и всем, кто защищает Украину на фронте) — и распределить высвободившиеся средства между, условно говоря, учителями первых классов и санитарками в больницах

А заодно парламентариям и ответственным лицам в правительстве пора бы наводить порядок в запутанных нормах оплаты труда бюджетников, где есть место и низким зарплатам, и высоким зарплатам, и уравниловке.

    Реклама на dsnews.ua