Евросоюз кормят? Почему Центральная Европа требует особого статуса в ЕС (ИНФОГРАФИКА)

В основе продолжительного экономического роста Центральной и Восточной Европы лежат сотни миллиардов инвестиций из фондов ЕС, а вовсе не гений лидеров
Фото: contropiano.org

Из 12 государств Евросоюза, где в 2018 г. ожидается рост ВВП выше 3%, девять — представители бывшего соцлагеря. Лидером по темпам роста остается Румыния: 6,4% в 2017 г. и 4,4% прогнозируется в текущем. Экономики Польши, Чехии и Венгрии развиваются быстрее, чем любой из национальных рынков стран Западной Европы.

Центральноевропейский регион преобразился до неузнаваемости за последнее десятилетие: новые автобаны, современные небоскребы и изобилие иностранных инвесторов, ищущих, куда еще можно вложить капиталы. Все население, как и при социализме, работает, получая при этом хорошие капиталистические зарплаты, стимулирующие потребительский спрос на местные товары и услуги. Уровень занятости в регионе настолько высокий, что это воспринимается скорее как проблема, нежели достижение. 

В Венгрии, например, необходимо ждать полгода, чтобы дошла очередь на покраску дома: не хватает маляров. Похожая ситуация в Польше, но стране пока удается справляться с нехваткой рабочих за счет импорта рабочей силы, преимущественно из Украины.

Самопризнание

Для политических лидеров стран Центральной и Восточной Европы экономические достижения являются достаточным поводом, чтобы начинать требовать пересмотра той позиции, которую их государства занимают в системе Евросоюза. "Наша страна седьмой год подряд демонстрирует высокие показатели экономического роста, и данная тенденция сохранится на протяжении ближайших лет, — цитирует издание Politico министра иностранных дел Румынии Теодора Мелешкану. — Мы будет усиливать нашу активность во всех дискуссионных вопросах, определяющих будущее Европейского Союза".

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан идет еще дальше. "...Никто в 2004 году даже не мог представить, насколько огромным будет вклад региона в укрепление ЕС. Сегодня Центральная Европа является основным локомотивом экономического роста всего Европейского Союза, и в дебатах о будущем ЕС мы будет исходить из той роли, какую регион играет сегодня", — заявил он на январской пресс-конференции.

Польше также не чужды стремления поднять свой статус внутри Евросоюза. "Позиция Польши в ЕС имеет четкую взаимосвязь с нашим экономическим успехом", — считает заместитель министра по делам европейской политики Конрад Шиманский.

Из Брюсселя позиция Польши видится немного в ином ракурсе. Евросоюз инициировал введение санкций против Варшавы, считая, что попытка местного правительства взять под контроль судебную систему противоречит европейским ценностям. Польше грозит потеря права голоса в Совете Европы.

Аналогичные санкции нависли и над Венгрией: Европарламент рассматривает возможность применения к стране так называемой процедуры статьи 7 из-за систематического нарушения принципа верховенства права, ущемления академической свободы и пренебрежения прав беженцев.

Бонус автоматом

Экономические успехи региона также не впечатляют европейских бюрократов: совокупный ВВП Венгрии, Румынии, Польши и Чехии составляет всего 6,1% от объема ВВП Европейского Союза. Внушительные темпы экономического роста в центральноевропейских государствах — это последствия экономического подъема в Западной Европе, главным образом в Германии. Экономическая активность в еврозоне стимулирует увеличение экспорта из Центральной и Восточной Европы. В основе экспорта лежит продукция крупных европейских корпораций, в свое время разместивших предприятия в регионе из-за дешевой рабочей силы.

"Западноевропейские экономики более конкурентоспособны, у них больше возможностей для роста и потенциала для увеличения продуктивности производства, — говорит главный экономист крупнейшего в Польше частного банка PKO Bank Polski Пьетр Буяк. — Закономерность более чем очевидна: когда растет Западная Европа, начинает расти и Восточная".

Для официальных лиц данная взаимосвязь не столь очевидна. "В основе экономического роста последних лет лежат увеличение уровня частного потребления, стимулируемого ростом заработной платы, высокое доверие потребителей и занятость", — объясняет министр экономического развития и инвестиций Польши Ержи Квенчинский. — Помимо экономической стабильности, иностранные инвесторы ценят квалификацию наших работников, потенциал увеличения продуктивности производства и низкую стоимость рабочей силы".

Наличие успеха в одних областях не означает отсутствия проблем в других.

"Высокие темпы прироста ВВП — это хороший повод для радости, но в то же время необходимо осознавать, насколько крепка основа для продолжения позитивной динамики, — говорит президент налогового совета Румынии, независимой организации, отвечающей за анализ текущей экономической политики, Ионат Думитру. — Правительства Восточной Европы сокращают объемы капитальных инвестиций, а это уже проблема".

Политические лидеры центральноевропейских стран отдают предпочтение популярным среди избирателей социальным программам. Правящая в Польше "Закон и Справедливость" увеличила соцвыплаты семьям с детьми и сократила пенсионный возраст. В Венгрии партия Виктора Орбана "Фидеш" рассылает денежные ваучеры пенсионерам, увеличивает соцвыплаты на детей и предлагает денежные гранты семьям, желающим купить дом. Румынское правительство в два раза подняло зарплаты госслужащим в 2017 г.

За счет европейских денег

Но когда дело доходит до государственных расходов на капитальное строительство, инфраструктурные проекты и долгосрочные программы развития, то на эти цели в Центральной Европе предпочитают тратить деньги европейских фондов. В период 2014–2017 гг. половина государственных инвестиций в Польше финансировалась из структурных фондов ЕС. В Румынии этот показатель составляет 60%.

На данный момент центральноевропейские страны получают в разы больше денег от Евросоюза, чем вносят в европейскую казну.

К примеру, в среднем один венгр каждый день отдает 31 евроцент в общий бюджет ЕС, в то же время он получает из этого бюджета 99 евроцентов.

Но венгерским правительством такая диспропорция воспринимается как данность. Премьер Орбан настаивает, что экономический подъем страны всецело обеспечен действиями правящей партии, направленными на снижение корпоративного налогообложения и рост заработной платы. А европейские фонды играют важную, но не ключевую роль в развитии Венгрии. "Если мы не будем получать инвестиции от Евросоюза, то с легкостью компенсируем эту нехватку деньгами из Китая", — заявил Виктор Орбан.

Очень скоро венгерский премьер сможет проверить свое предположение на практике. Европейский Союз пересматривает целевое назначение фондов, идущих на поддержку стран Центральной Европы. "Если раньше деньги тратились в основном на программы, напрямую влияющие на увеличение уровня ВВП на душу населения, то теперь ЕС фокусируется на финансировании проектов по защите окружающей среды и социальной защите", — подтверждает Конрад Шиманский.

Пересмотр европейских целевых программ станет достойным испытанием амбиций центральноевропейских лидеров, считающих, что экономическая стабильности их стран является достаточным поводом для получения особых привилегий.

Впредь на поддержку построенной на европейские деньги инфраструктуры придется тратить средства из государственных бюджетов. А это, скорее всего, приведет или к сворачиваю щедрых социальных программ, или к конфликту с ЕС по поводу размера бюджетного дефицита.

Экономическую мощь Центральной и Восточной Европы в основном создавали деньги Европейского Союза. Если политические лидеры региона считают иначе, у них есть шанс отстоять свою точку зрения демонстрацией этой мощи. А лучшего испытания, чем подтягивание к своему уровню развития Украины, и не придумаешь. Но пока наши западные соседи предпочитают искать поводы для конфликтов, что не требует больших экономических затрат.