Потеряет ли Жеваго железорудный бизнес
Основной владелец Полтавского ГОКа Константин Жеваго может остаться без своего железорудного подразделения ООО "Восток-Руда", добывающего руду подземным способом в Днепропетровской области. В январе суд принял к рассмотрению сразу два заявления от кредиторов с требованием признать "Восток-Руду" банкротом. Сначала такое требование поступило от государственного Восточного ГОКа, а затем суд принял к рассмотрению совместное заявление ООО "Механик" донецкого бизнесмена Виктора Вишневецкого и ЧАО "Интервзрывпром" криворожанина Владимира Носова.
ООО "Восток-Руда" было создано на базе шахты "Новая", где до середины 80-х годов прошлого века (по другим данным, до начала 90-х) Восточный ГОК добывал железную руду с высоким содержанием урана, перерабатывая ее затем для получения урановой продукции.
В начале 90-х ВостГОК и компания "Ашурст", зарегистрированная на Барбадосе, создали СП "ВостГОК-Ашурст", собираясь добывать на шахте "Новая" редкоземельные металлы ванадий и скандий. Последний представлял в то время особый интерес. Алюминиево-скандиевые сплавы использовались в ракето- и авиастроении, а также в производстве управляемых снарядов. Но проект так и не был реализован из-за экономических и технологических просчетов. Поэтому в дальнейшем дело свелось к добыче на "Новой" обычной железной руды и продаже ее металлургам.
До конца 90-х годов этим занималось днепродзержинское ООО "Экология-Днепр 2000". При этом "ВостГОК-Ашурст" было переименовано в "Восток-Руду".
Тогда же перспективами добычи железорудного сырья в Желтых Водах заинтересовался Константин Жеваго. В 2004 г. он приобрел в "Восток-Руде" 49,4%-ную долю, принадлежащую днепродзержинцам, а год спустя его компания "Ферротранс" выкупила оставшиеся 50,57% у Фонда госимущества.
На фоне Полтавского ГОКа, добывающего около 11 млн т железорудного сырья в год, производственные мощности ООО "Восток-Руда" на уровне 1 млн т выглядят более чем скромно. Но в регионе говорят, что решение полтавского олигарха связаться с шахтой в Желтых Водах стимулировали государственные льготы, положенные предприятию, как бывшему участнику ядерно-топливного цикла. Кроме того, продукция ООО "Восток-Руда" в то время была вполне рентабельной и пользовалась спросом у европейских заказчиков.
Проблемы у компании начались в 2009 г., когда закончился срок действия льгот, а спрос и цены на руду резко упали из-за финансового кризиса. Предприятие было остановлено, рабочие месяцами не получали зарплату. Тогда же местное управление Пенсионного фонда инициировало процедуру его банкротства, чтобы заморозить рост задолженности. После возобновления работы "Восток-Руда" остановилось в начале прошлого года. Почти 1200 работников шахты были отправлены в отпуска, а работой оказались заняты только полсотни шахтеров, обеспечивающих ее жизнедеятельность и контролирующих откачку воды, чтобы она не затопила горизонты, на которых еще можно вести добычу.
Руководитель независимого профсоюза горняков на шахте "Новая" Иван Щербула утверждает, что ее владелец полностью потерял интерес к предприятию. В прошлом году Константин Жеваго якобы предлагал купить ее Игорю Коломойскому, но тот отказался. В итоге 29 декабря прошлого года независимый профсоюз горняков Украины написал открытое обращение ко всем и вся, требуя вмешаться в судьбу предприятия. И уже в январе кредиторы "Восток-Руды", в том числе структуры государственного "Энергоатома" и Шосткинский казенный химический завод, активизировали претензионнную деятельность. А Восточный ГОК, ООО "Механик" и ЧАО "Интервзрывпром" потребовали признать предприятие банкротом.
По оценкам Щербулы, сейчас шахта Жеваго должна только своим работникам по меньшей мере 20 млн грн. Еще столько же ООО "Восток-Руда" задолжало за электроэнергию ПАО "Днепрооблэнерго". Поэтому именно компания Рината Ахметова, скорее всего, возглавит комитет кредиторов. Правда, для начала должен стартовать сам процесс банкротства, а этого пока не произошло - Хозяйственный суд Днепропетровской области уже назначал рассмотрение исков кредиторов "Восток-Руды" на 19 января, но первое заседание не состоялось.