Жеваго проиграл битву за Одессу

Группе "Финансы и Кредит" не удалось отвоевать у россиян одну из крупнейших энергокомпаний страны
ФОТО ИТАР-ТАСС

В конце мая Хозяйственный суд Киева отклонил иск компании Константина Жеваго FS Trading Limited о пересмотре вердикта Старокиевского местного суда столицы, принятого в сентябре 2001 г. Последнее решение, по данным "ДС", стало отправной точкой для перехода энергопоставляющей компании "Одессаоблэнерго" под контроль группы VS Energy президента российского ФК ЦСКА Евгения Гинера и депутата Госдумы РФ Александра Бабакова, голосовавшего за аннексию Крыма. Именно на основании этого вердикта Фонд государственного имущества Украины продал компании Гинера и Бабакова Overcon Enterprises Limited государственные 35% акций "Одессаоблэнерго".

Компания с оборотом 3,3 млрд грн. принесла структурам Жеваго за прошлый год всего 30 тыс. грн.

Сам конкурс прошел за несколько лет до этого, в 1998 г., и изначально завершился победой компании FS Trading, согласившейся заплатить за госпакет 27 млн грн. С этим не смирились россияне, инициировавшие судебные разбирательства, в ходе которых на их сторону встал Старокиевский суд Киева. Он постановил вернуть проданные акции Фонду госимущества и перепродать их Overcon, предложившей за госпакет 23 млн грн. Это мотивировалось тем, что компания согласился инвестировать в "Одессаоблэнерго" больше, нежели ее оппонент - около 60 млн грн. за пять лет в сравнении с 49 млн грн., предложенных FS Trading.

В 2002 г. невыгодный Жеваго вердикт, который лег в основу приказа ФГИУ о перепродаже акций, оставил в силе Верховный суд Украины. И блокирующий пакет одесской компании, несмотря на то что бумаги к тому времени уже были несколько раз перепроданы (сначала компаниям Vostion Group, Unisis Partnership, Foster Group Management и Brown&Robbins Investments, а затем близким к группе "Финансы и Кредит" физлицам), перешли к структуре Гинера и Бабакова.

Жеваго с этим не согласился и нанес удар противнику в феврале 2007 г. Тогда Печерский суд отменил злополучный вердикт Старокиевского суда, а ВС признал недействительной продажу 35% акций "Одессаоблэнерго" с подачи Генеральной прокуратуры. Последняя действовала в интересах тогдашнего куратора украинской энергетики Андрея Клюева и национальной компании "Энергетическая компания Украины", которая уже владела 25% акций одесского облэнерго. Однако ни Жеваго, ни Клюев своих целей не достигли. В октябре 2007 г. Верховный суд вновь встал на сторону россиян, отменив недавние решения, в том числе свое собственное. Что позволило VS Energy закрепиться в Одессе и после допэмиссии акций, узаконенной в минувшем году, сконцентрировать около 65% акций компании.

Новый виток разбирательств между непримиримыми соперниками стартовал в 2012 г.
Тогда неутомимые юристы FS Trading подали иск в Хозяйственный суд Киева к Фонду госимущества с требованием пересмотреть ранее принятые решения приватизационного ведомства о признании Overcon победителем приватизационного конкурса и добились положительного решения. После чего компания Жеваго обратилась в тот же суд с требованием пересмотреть вердикт Старокиевского суда по вновь выявленным обстоятельствам. Рассмотрение этого иска затянулось почти на полтора года и закончилось отклонением требований FS Trading на основании того, что перечисленные компанией обстоятельства не существовали на момент рассмотрения иска Overcon в 2001 г.

По данным "ДС", на момент рассмотрения дела Жеваго уже фактически сложил оружие, и его юристы на финальное заседание суда просто не явились. Хотя представители группы "Финансы и Кредит" участвуют в собраниях акционеров "Одессаоблэнерго" и критикуют его руководство, они не могут оказать влияния на работу компании, находящейся под полным контролем россиян. Те же откровенно зажимают своего непримиримого миноритария. На последнем собрании акционеров "Одессаоблэнерго", 1 апреля, например, было принято решение направить на выплату дивидендов 0,04 коп. на одну акцию. Таким образом, структуры Жеваго получили от компании с чистым доходом более 3,3 млрд грн. за прошлый год около 30 тыс. грн. А судя по показателям одесской компании в этом году (при чистом доходе в 950 млн грн. за первый квартал ее убытки превысили 23 млн грн.), в следующем году дивидендов не предвидится вовсе.