Женщины, которые управляют мировыми финансами
Сегодня парламент назначил главой НБУ председателя совета директоров группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Валерию Гонтареву. В экспертной среде это решение оказалось вполне ожидаемым. О будущих перестановках в НБУ в ведомстве стали шептаться сразу после избрания нового президента. Поговаривали, что кроме Валерии Гонтаревой на роль главы банковского регулятора претендовал Игорь Митюков - экс-глава Министерства финансов, а ныне руководитель украинского представительства американского инвестбанка Morgan Stanley. Тем не менее, последнее слово осталось за женщиной.
Валерия Гонтарева - опытная финансистка. Она работает в финансовой и банковской сферах более 20 лет. Находящаяся под ее началом компания ICU - крупнейший игрок на рынке управления активами. Она принимала участие, в том числе, и в управлении активами нынешнего Президента Украины Петра Порошенко. В частности, ICU занималась структурированием сделок по привлечению финансирования для развития бизнеса Roshen в России.
Выдвинув на пост главы НБУ женщину, украинский президент оказался неоригинальным. В мировой финансовой системе в женские руки отходит все больше ключевых должностей. В целом из 190 мировых центральных банков мира женщины уже возглавляют более десятка.
В июне 2011 года директором-распорядителем Международного валютного фонда (МВФ) стала министр экономики и финансов Франции
. Это назначение - ее второй личный рекорд. До этого, в 1999 году, Лагард оказалась первой женщиной, возглавившей одну из крупнейших в мире юридических и консалтинговых фирм - Baker & McKenzie. На посту главы МВФ она сменила Доминика Стросс-Кана, который 19 мая 2011-го подал в отставку в связи со скандалом на сексуальной почве. И ей в "наследство" остался целый букет проблем - от греческого кризиса Еврозоны до кризиса самого МВФ. В первые же месяцы Лагард отличилась резкими высказываниями и резкими шагами, которые, впрочем, принесли свои результаты - МВФ смог увеличить свое влияние на Европу. Да и разговоры о скорой кончине Фонда в последнее время прекратились.
Летом прошлого года российский президент Владимир Путин передал бразды правления финансовым рынком РФ
которая до этого возглавляла Минэкономразвития. Она оказалась второй женщиной в новейшей истории РФ, ставшей у руля центробанка. До нее на этой должности успела побывать лишь Татьяна Парамонова, недолго исполнявшая обязанности председателя российского ЦБ в 2004-2005 годах. До прихода Набиуллиной росийские эксперты много говорили о том, что новому главе центробанка предстоит "надавать по рукам" коммерческим банкам и их хозяевам, которые постоянно получают кредиты от ЦБ. Насколько успешно Набиуллина справилась с задачей - судить сложно, но процесс отбора банковских лицензий у слабых банков точно активизировался. А потом глава ЦБ и вовсе приняла решение отправить рубль в свободное плаванье. Впрочем, об успешности или повальности ее шагов судить сложно - Россия сейчас в непростой экономической и политической ситуации.
В январе 2014 года Сенат Конгресса США утвердил в должности главы Федеральной резервной системы
Ученица и последовательница Бена Бернанке, сменившая его на этом посту, стала первой женщиной, возглавившей Федрезерв. С одной стороны, она продолжила политику количественного смягчения, начатую Бернанке. С другой - объемы QE начали снижаться, и заговорили о возможном изменении базовой процентной ставки. При этом, рынок не перестает жаловаться, что новый глава не дает четких сигналов, когда можно ждать изменения политики ФРС. Однако, как при этом отмечают те же эксперты, благодаря или вопреки Йеллен ситуация с финансами в США постепенно улучшается.
В число наиболее известных финансисток также входят глава ЦБ Малайзии Зети Ахтар Азиз, президент Центрального банка Аргентины Мерседес Марко дель Понт и глава Южно-Африканского резервного банка Джил Маркус. Все эти женщины получили должности главных финансистов страны в период мирового кризиса - ориентировочно в 2009-2010 гг., когда политика, проводимая мужчинами-предшественниками, показалась властям государств не очень успешной. Стали ли руководимые ими центробанки более успешными - разные эксперты оценивают это по-разному. Однако тренд на лицо: антикризисными менеджерами в банковской сфере все чаще становятся женщины.