Кто виноват и что делать. Как зерно рассорило Украину с европейскими соседями
С прошлого года через соседние европейские страны транзитируется огромный вал украинского зерна, поэтому даже относительно небольшая его часть, вероятно, "просыпавшаяся" по дороге, могла вызвать протесты местных фермеров и жесткие меры со стороны пяти стран ЕС
Морской "зерновой коридор", заработавший под эгидой ООН с августа прошлого года, был и остается слишком узким, потому что враг оккупировал часть портов и препятствует затяжным проверкам судов. Поэтому значительную часть зерна и другой агропродукции, которая ранее сразу экспортировалась морем, приходится вывозить из Украины по железной дороге — через западную границу. Этому способствовало и временное (до сих пор действующее) обнуление Евросоюзом тарифов и квот на украинские товары. В 2022 г. наш экспорт зерновых в Румынию, Польшу, Венгрию и Словакию вырос с $24 млн в 2021 г. до $2,4 млрд (около четверти от общего показателя в $9,1 млрд). И хотя даже из этих данных понятно, что почти все украинское зерно шло транзитом, потому что ему (в таких глобальных объемах!) просто некуда деваться на насыщенных рынках соседних стран, конфликта интересов не удалось избежать: восточноевропейские фермеры слишком чувствительны к конкуренции.
Транзитируй или не ввози
В последнее время четыре страны Евросоюза — Польша, Венгрия, Словакия и Болгария — ввели ограничения на импорт агропродукции (прежде всего пшеницы и кукурузы) из Украины. Румыния также может присоединиться к этому списку, а пока ужесточает контроль транзитных перевозок. Дальше всех пошли в Варшаве, где сперва запретили даже транзит по своей территории украинского зерна и части другой агропродукции (молочка, сахар, шрот). Правда, после сложных дискуссий Киеву удалось договориться о продолжении транзита, но с дополнительными мерами контроля.
Причиной таких радикальных шагов, к тому же нарушающих действующие торговые соглашения и правила принятия решений ЕС, стали протесты местных фермеров. Они обвиняют украинцев в демпинге на местных рынках вместо ожидаемого транзита в порты и по морю к традиционным рынкам сбыта в Северной Африке и Азии.
Важно, что в Еврокомиссии (ЕК) подвергли критике действия наших соседей, подчеркнув, что внешнеторговая политика ЕС — сфера компетенции Брюсселя. Однако и там, по данным Financial Times, поддались давлению со стороны восточноевропейских членов и сами готовят чрезвычайные ограничения на импорт украинского зерна в пять вышеупомянутых стран (за исключением продукции на реэкспорт). В настоящее время продолжаются переговоры между ЕК и пятью восточноевропейскими государствами. Внутренний конфликт вокруг полномочий, скорее всего, закончится тем, что Брюссель примет определенные ограничительные меры к украинскому аграрному импорту в обмен на отмену правительствами односторонних запретов. При этом в список запрещенной к импорту украинской продукции в Польшу, Венгрию, Словакию, Болгарию и Румынию, кроме зерновых (пшеницы, кукурузы, семян рапса и подсолнечника) могут попасть и подсолнечное масло, мука, мед, сахар, мягкие фрукты, яйца, мясо, молоко и молочные продукты. По крайней мере, об этом в письме к ЕК попросили министры сельского хозяйства указанных стран. Если им удастся продавить это решение, то запрет будет "освящен" Брюсселем и уже не будет вызывать сомнений.
Впрочем, наиболее чувствительной для торговых отношений Украины с недовольными соседями стала тема зерновых. Именно в этом сегменте счет идет на миллиарды долларов, и его мы рассмотрим подробнее.
Ситуация сложная, но, по крайней мере, одно можно сказать наверняка. Что касается экспорта зерновых через западные границы, то Украина переходит в суровую реальность: транзитируй или не ввози. И теперь будет жесткий контроль, чтобы наше зерно не "просыпалось" по дороге в порты польского Гданьска или румынской Констанцы…
Цены и причины
Фермеры в Польше, Румынии и других странах следования украинского зерна начали протестовать против его продажи на местных рынках еще с прошлого года. Доподлинно неизвестно, сколько зерна не доехало до портов, но понятно, что рынки названных стран относительно небольшие по сравнению с транзитным валом, поэтому даже часть "просыпанного" зерна из Украины вполне могла качнуть внутренние цены.
Для справедливости следует заметить, что этот тезис не подтверждается агрегированными данными с рынка. Недавно Еврокомиссия обнародовала отчет о том, что средняя стоимость зерновых в Польше мало отличается от котировок в немецком Гамбурге или нидерландском Роттердаме. И более того, цены идут в русле мировых тенденций: взлет после российского полномасштабного вторжения в Украину и постепенное снижение, особенно последние несколько месяцев. Поэтому доцент и декан факультета магистерских экономических студий Киевской школы экономики (КШЭ) Олег Нивьевский считает, что проблема раздута. "Это больше политическая история и использование фактора импорта зерна во внутренней политической борьбе и получения дополнительных средств от ЕК. Ведь цены в Польше продолжают находиться в пределах рынка, нет каких-то экстраординарных движений. Конечно, сейчас все цены падают — такая мировая тенденция. Но ведь обычные фермеры могут не очень разбираться в том, как формируется цена, они видят, что цена падает, что это для них плохо, и сразу ищут причину, а "причину" легко найти, она совсем рядом — украинское зерно, и его много, зачем думать о мировых рынках и т д.", — пишет экономист в своем телеграмм-канале.
В то же время данные о средних ценах не опровергают утверждений, что в отдельных случаях местные производители зерна действительно могли пострадать от конкуренции с украинцами. К тому же в связи со сложившейся ситуацией Еврокомиссия согласилась выплатить компенсации (дотации) фермерам Восточной Европы на общую сумму 100 млн евро, а это означает, что Брюссель признал проблему. Наконец, и украинские аграрии признают, что наше зерно повлияло на смежные рынки. "Мы понимаем, что во время войны объемы экспорта в соседние Украине страны ЕС значительно увеличились (особенно в условиях нестабильной работы "зернового коридора") и это оказывает определенное влияние на их рынок. Однако львиная доля продукции идет транзитом в другие страны, и в этом основная заинтересованность украинского агросектора", — говорится в открытом обращении к Евросоюзу ОО и объединений производителей агропродовольственного сектора Украины.
Правда и в том, что на нисходящем ценовом тренде украинцы со своим зерном обнажили неэффективность агропроизводства соседей. Показательна здесь польская модель. "Они на среднем фермерском хозяйстве в 4 га выращивают зерновые и технические культуры со значительными затратами, затем получают дотации, потом к ним заходит украинское зерно, в стоимость которого включена дорогостоящая логистика, и все равно украинское зерно более конкурентно, чем их; и они начинают протесты, забрасывают министра агрополитики яйцами, потому что с ними конкурируют", — объяснил исследователь агроцентра КШЭ Павел Мартышев в эфире телепрограммы "Экономика с Андреем Яницким".
Кто бы ни был виноват, а интерес Украины сейчас в том, чтобы найти выход из затруднительной ситуации. Независимо от причин, все выглядит так, что европейцы стремятся поставить транзит украинской агропродуции под очень строгий контроль. Но они не станут перекрывать возможность поставлять зерно через свои страны дальше — на традиционные рынки сбыта. Поэтому перед Украиной в полный рост встают вопросы, на которые власть должна была искать ответ еще в прошлом году. Как гарантировать и облегчить транзит агропродукции через европейские страны? Как расширить пропускную способность транзитных коридоров?
Объемы и риски
Один из самых больших вызовов — нехватка перевалочных мощностей у наших соседей. Они хотят прямым транзитом провозить наше зерно не только из-за угрозы демпинга, но и потому, что элеваторы и склады нужны местным фермерам. При этом построить транзитные коридоры расширенной пропускной способности не так-то легко.
Член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран давно призывает власти обратить внимание на соответствующие проекты. "Я еще в 2022 г. писал, что в условиях закрытия портов Украина нуждается в транспортных коридорах "Днепр — Гданьск", "Николаев — Констанца" и т. д. Никто к этому совету не прислушался, мол, зернового коридора достаточно. Вот результат. Посчитайте население Венгрии или Болгарии, это довольно узкие рынки, и, конечно, поток нашего сырья и продовольствия просто убивает их внутренний рынок. Если направление "Николаев — Констанца", может, и не пригодится после победы, то "Днепр — Гданьск" — это диверсификация экспорта Украины, это вопрос стратегии", — отметил аналитик на своей странице в Facebook.
По его словам, нынешняя проблема — следствие бездействия в прошлом году. "Скажу больше, порт Констанца вообще-то не готов к значительному мгновенному увеличению объемов грузов и требует дополнительных вложений со стороны ЕС (читай ЕИБ), то есть одного желания создать "транспортный коридор", чтобы мгновенно все заработало недостаточно, нужно еще и время… К сожалению, неспособность некоторых чиновников просчитывать шаги наперед приводит к ситуациям, которые еще год назад были прогнозируемыми", — констатировал Виталий Шапран.
Есть преграды и с доставкой по железной дороге и новыми регуляторными нормами, которые только разрабатывают наши соседи. Определили их в Польше. Так, в транзитных декларациях на украинское зерно должны указываться польские порты (Гданьск, Гдыня, Свиноуйсьце, Щецин, со следующего понедельника и Колобжег), а на вагонах (или грузовиках) должны стоять электронные пломбы, чтобы можно было контролировать, не разгружаются ли они при проезде польской территорией. Пломбы на грузовой автотранспорт с украинской транзитной агропродукцией будут ставить и таможенные органы Румынии.
Наконец ключевой вопрос: как это повлияет на украинский экспорт?
Подавляющее большинство сухопутного экспорта украинского зерна транспортируется по железной дороге в специальных вагонах. И уже есть первые последствия торговых ограничений. Так, передача зерновых грузов через западные железнодорожные пограничные переходы в апреле (до 19 числа) снизилась на 37% — до 374 вагонов в сутки с 590 в конце марта. В объемах продукции за 19 суток перевезли на запад примерно 380 млн т. Для сравнения — это втрое меньше, чем транспортировано в сторону портов (1,157 млн т). Если же вспомнить март, то через страны ЕС перевозилась половина украинского зерна на продажу.
Следовательно, учитывая общий экспорт зерновых через западные границы, речь может идти об уменьшении его объемов на сотни миллионов или даже миллиард долларов в годовом исчислении. Впрочем, статистическая база еще очень узкая, цены нестабильны, а ситуация стремительно развивается, поэтому, по нашему мнению, еще рано делать далеко идущие прогнозы. Пока можно осторожно предположить, что значительная часть украинского зерна, идущего через европейские страны, несмотря на дополнительные преграды в виде мер контроля, найдет свой транзитный путь на традиционные рынки (как это, собственно, и происходило в последний год). Однако на кону по крайней мере сотни миллионов долларов, которые можно потерять, если наша власть и бизнес в сотрудничестве с соседями не обеспечат надлежащую транспортировку товара в порты. И это, напомним, только по зерновым.
В общем, из очень громкого скандала можем сделать взвешенные выводы. С прошлого года через соседние европейские страны транзитируется огромный вал украинского зерна, поэтому даже относительно небольшая его часть, вероятно, "просыпавшаяся" по дороге, могла вызвать протесты местных фермеров и жесткие меры со стороны пяти стран ЕС. Но они не собираются запрещать транзит (после договоренностей с Польшей). И хотя сейчас транспортировка украинской агропродукции усложнена новыми правилами контроля, как только бизнес приспособится, подавляющее большинство нашего зернового экспорта по-прежнему найдет путь через порты (Балтии и "чужого" Черного моря) на традиционные рынки в Африку и Азию.
Все это, однако, не отменяет необходимости расширять сухопутные транзитные коридоры, особенно в силу регулярных угроз России сорвать морские поставки. Актуально увеличение перевалочных мощностей на пути украинского зерна и самой пропускной способности европейских портов. В упомянутом выше письме украинские аграрии призвали Брюссель "способствовать развитию логистической инфраструктуры восточных стран ЕС". Нам кажется логичным, что и украинская сторона должна принять участие в таких проектах, тем более, что наш агробизнес имеет опыт, экспертизу, а главное заинтересованность в построении соответствующих мощностей.