• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Зеленский и никаких бумаг. Что нам обещают вместо "государства в смартфоне"

Зе-власть решила рассказать сказку про "государство в смартфоне" на новый лад: якобы с 1 сентября 2021 г. "органы власти не будут иметь права требовать бумажные документы от украинцев"

Вице-премьер-министр - министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров на презентации новых сервисов и цифровых услуг "Diia Summit"
Вице-премьер-министр - министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров на презентации новых сервисов и цифровых услуг "Diia Summit" / УНИАН
Реклама на dsnews.ua

Новая жизнь предвыборных обещаний

Выступая 5 октября на форуме Diia Summit Владимир Зеленский объявил, что с 2021 г. страна начнет входить в режим уменьшения количества бумажных документов и перехода к полному отказу от них.

"2021 г. станет началом вхождения страны в режим paper less. То есть больше никаких бумаг. Это касается всех государственных органов. И что самое главное – ни одно государственное учреждение не сможет требовать от украинцев никаких справок, выписок или других бесконечных бумажек, необходимых для получения тех или иных государственных услуг", – сказал Зеленский.

Он также напомнил, что обещал создать "государство в смартфоне" еще в своей предвыборной программе. В целом не вышло, но кое-что получилось: уже через год в App Store и Google Play граждане Украины смогли загружать мобильное приложение "Дія", получать разрешения в электронном кабинете застройщика, регистрировать ФОП за 15 минут, пользоваться сервисом "e-малятко" и получать услуги по одному заявлению в роддоме или онлайн.

В свою очередь, вице-премьер-министр, министр цифровой трансформации Михаил Федоров подтвердил, что отказ от бумажного документооборота запланирован уже на следующий год. "Мы нашли такое решение, проговорили его в субботу с президентом, сегодня с премьером… С 1 сентября 2021 г. органы власти не будут иметь права требовать бумажные документы от украинцев, – сказал министр. – Я считаю, что это тот шаг, который позволит нам сделать революционный прыжок. Украина уже создает продукты номер один в мире. И если мы пройдем этот путь, а мы его пройдем, Украина в следующие два года станет наиболее диджитализированной страной, номером один в мире с точки зрения цифровой трансформации".

Министр, конечно, немного лукавит: закон об административных услугах давно содержит пункт о том, что госорганы не должны требовать у граждан информацию, которая уже имеется у государства. Но другие нормативные документы требуют бумажные справки. То есть менять придется порядок предоставления государственных услуг.

Пока более-менее получается отказаться от бумажного документооборота в таких областях, как налоговая отчетность, банковский сектор, услуги мобильных операторов и интернет-провайдеров. А вот когда дело доходит до здравоохранения или прав на собственность – начинается "бумажное царство".

Реклама на dsnews.ua

Так, первый замминистра цифровой трансформации Алексей Выскуб на Diia Summit рассказал, что в сфере здравоохранения существует более 30 различных справок. И простой поисковый запрос выдает десятки ссылок, предлагающих оформить справку для посещения в бассейн "недорого и без посещения врача". Та же ситуация с больничными, подчеркнул он.

Дьявол кроется в деталях

Не нужно быть IT-профессионалом, чтобы понимать: перевести такое огромное государство, как Украина, на полностью электронный документооборот – задача нетривиальная и требующая для своего решения десятилетий. И это при серьезном подходе к делу.

При подходе же несерьезном возможны два варианта. Первый: соответствующая программа на госуровне принимается, но как обычно, никому ничего не надо. В результате министерства ежегодно подают наверх отчеты об успешном прогрессе в переходе на "цифру", а бумаги как заполнялись – так и заполняются в трех экземплярах. Бюрократическая машина кое-как работает.

Второй вариант: Минцифры бросается исполнять распоряжение президента и буквально за год переводит все государственные ведомства на электронный документооборот, в том числе – при общении с гражданами. И вот тут очень велика вероятность того, что в стране случится коллапс. Процессы в госуправлении встанут, а экономика полностью уйдет в наличку и в тень.

Обозреватель "ДС" своими глазами видел, что произошло в Беларуси в 2016 г., когда там попытались свести воедино базы данных различных ведомств (МВД, Минздрава, налоговой, минобразования, статистики и пр.) всего лишь с одной целью: централизованно взимать "налог на тунеядцев" (была такая "гениальная" идея у Александра Лукашенко – брать с безработных специальный налог).

Как оказалось, с начала 1990-х ведомственные базы данных велись в разных программах, разными специалистами и по разным методикам (так было во всех постсоветских странах). Когда их свели воедино, возник хаос. Извещения о необходимости заплатить "тунеядский налог" приходили умершим 10 лет назад людям, матерям в декрете, добросовестно работающим, служащим в армии и 3-летним детям. В итоге дошло до уличных протестов, и взимание налога пришлось срочно свернуть.

В Украине "государство в смартфоне" внедряется не так давно, но и тут уже своих фейлов хватает. Например, вид на жительство для иностранца (как постоянный, так и временный) оформляется в виде пластиковой ID-карты с чипом, на который записана вся информация о человеке. Только там почему-то не нашлось места для данных об адресе регистрации. В результате живущие в Украине иностранцы должны носить с собой ID-карту и отдельно бумажный лист А4 со справкой о месте регистрации.

Другой пример рассказал постоянный эксперт "ДС", специалист по банковским технологиям Геннадий Чоловенко: "Новая Почта. Продал ненужную в хозяйстве вещь, заказал перевод на карточку (привязал к аккаунту через Masterpass). Приходит сообщение получить наличными в отделении. Прихожу и спрашиваю – почему так? Ответ: Мы не видим почему – давайте паспорт. Протягиваю смартфон: приложение "Дія" с оцифрованным паспортом. – Мы такое не принимаем. Мы – не полиция. Дайте оригинал. На любые аргументы, что "Дію" принимают все – и аэропорты, и учреждения с пропускным режимом, ответ только один – мы не полиция, у нас нет сканеров. Хорошо, что была ID-карта при себе. Но получается, что для определенных частных компаний государственные оцифрованные документы, требования государственных органов – не руководство к действию. Зачем тогда эта "Дія", безналичные расчеты?".

Впрочем, как выяснилось, почтовые операторы ("Укрпочта" тоже) не могут обеспечить идентификацию клиента через приложение "Дія" не потому, что плохо работают, а из-за некоторых законодательных требований. В частности, закона о финмониторинге, согласно которому все наличные переводы на сумму свыше 5000 грн должны сопровождаться проверкой документов отправителя.

То есть при всех финансовых операциях на сумму более 5000 грн в день почтовые операторы обязаны проводить идентификацию клиента по паспорту. Это касается денежных переводов на почте, а также получения посылок наложенным платежом. По правилам финмониторинга оператор должен сохранять копию паспорта клиента, чтобы доказать, кому именно он предоставил услуги. Также копия паспорта нужна при получении определенных отправлений, таких как судебные документы, и т. п.

Но доказать контролирующим органам, что оператор на почте посмотрел на "Дію" попросту невозможно — нужна интеграция с базой приложения, чтобы во время сканирования QR-кода запись об этой операции оставалась в базе с паспортными данными. Поэтому пока почтовые операторы ожидают от Минцифры технических протоколов и интерфейса программирования, который позволит обмениваться данными с "Дією".

И это лишь пара примеров. А ведь при тотальной оцифровке государства подобные эксцессы неизбежно станут массовыми.

Путь к "цифре" будет долгим

Пока цифровизация отношений между государством и гражданином идет довольно бодрыми темпами. Уже запущен цифровой паспорт гражданина, проект по электронным водительским правам и е-техпаспорт. Следом в цифровой вид переведут трудовые книжки и нотариальные доверенности. Министерство образования и науки начало пилотный проект по тестированию бесплатного программного обеспечения для создания и ведения школьных электронных журналов и дневников.

Безусловно, у тотальной цифровизации документов есть очевидные плюсы. Не надо носить с собой бумажные или пластиковые документы), проверка подлинности любого документа происходит мгновенно, легко взаимодействовать с госуслугами.

Но все еще почти половина наших граждан не пользуется смартфонами, да и с обычным компьютером дружит далеко не каждый. А во многих ведомствах все еще нет специального оборудования, которым будут считывать электронные документы. Либо с ним не умеют работать. Да и по закону госслужащий не обязан пользоваться личным смартфоном в рабочих целях. Наконец, проблема безопасности персональных данных в электронном виде не решена не только в Украине – но и нигде в мире.

И, кстати, не стоит в плане цифровизации госуправления кивать на Европу – как раз там "бумажная" бюрократия очень сильна. Это может подтвердить любой, кто ездит в страны ЕС не только как турист.

Да, в Великобритании планировалось полностью отказаться от бумажных документов до 2018 г., а в Германии, Италии, Польше существуют программы цифрового правительства и перехода к госуслугам онлайн. Вот только чтобы в банке Германии открыть счет и получить платежную карту, потребуется две недели и целая папка документов. В Великобритании – вообще два месяца. Там, чтобы открыть счет, надо иметь адрес жительства, а чтобы поселиться в квартире – указать банковский счет. А то, что ты приезжий и для тебя это замкнутый круг, – твои проблемы, но все документы будь добр представь в бумажном виде.

Пока успех при переходе к "безбумажному государству" сопутствовал только Эстонии. Там получилось внедрить электронные системы в сферу госуслуг: граждане практически не ходят в госучреждения, даже голосуют онлайн. Через сервис е-Estonia можно подавать декларации (в т. ч. налоговые), регистрировать компании и т. д.

Вот только программа цифровизации всего госаппарата в маленькой добросовестной Эстонии началась еще в 1997 г. и заняла 20 лет, потребовав более $500 млн. Трудно даже представить себе, что потребуется 40-миллионной Украине с ее жизнерадостными и находчивыми жителями.

Несмотря на то, что в Украине уже действует законы "Об электронных документах и электронном документообороте", а также "Об электронных доверительных услугах", также требуется внести изменения в огромный массив (десятки тысяч) нормативных документов, многие из которых принимались еще в СССР.

Безусловно, перевод государственного документооборота в электронный формат способен, без преувеличения, придать сильный импульс развитию страны. Не говоря уже про экономию десятков миллионов долларов ежегодно на административных процедурах, про борьбу с коррупцией и т. д. Но и риск свалиться в хаос из-за поспешных действий тоже слишком велик.

    Реклама на dsnews.ua