Поощрить и научить. Как "Интерпайп" утоляет кадровый голод на промышленном производстве

Ситуация с дефицитом специалистов обостряется, поэтому в промышленной компании "Интерпайп" разработали комплексные решения по удержанию опытного персонала и привлечению молодых специалистов

В "Интерпайпе" 60% рабочих имеют по три-пять специальностей

Кадровый голод украинская промышленность чувствовала всегда, но во время войны он усилился и приобрел новые черты. Сейчас предприятия, особенно в прифронтовых регионах, на грани выживания из-за факторов безопасности: регулярные ракетные и артиллерийские обстрелы, периодические блэкауты, вынужденная перестройка логистики. Однако нехватка персонала — один из основных рисков, из-за которого заводы могут просто остановиться.

Промышленная компания "Интерпайп" работает в таких условиях уже третий год. Ее основные производственные мощности находятся и работают в прифронтовых Днепре и Новомосковске, но основная боль — это Никополь, который с июля 2022 г. является зоной боевых действий. Город страдает от постоянного террора из оккупированного Энергодара, из него выехали две трети населения, большинство мужчин на фронте, однако на трубном заводе "Интерпайпа" остаются работать около 3000 человек.

"Сейчас нехватка персонала в компании составляет около 25%, — рассказывает Виталий Пахомов, директор по персоналу "Интерпайпа". — И это один из самых серьезных рисков для бизнеса. Поэтому мы пытаемся хотя бы замедлить критическое обострение этой проблемы, так как полное ее решение сейчас невозможно".

Виталий Пахомов

По его словам, компания создает безопасные условия на производстве, особенно в Никополе. Физическая безопасность людей — приоритет №1, поэтому рабочие места оборудованы мобильными бетонными укрытиями, а на предприятии функционируют капитальные укрытия. Также предлагается беспрецедентный социальный пакет. С началом обстрелов Никополя несовершеннолетних детей сотрудников вместе с сопровождающими взрослыми эвакуировали в безопасное место, организовали быт, досуг и учебный процесс, все за счет компании. В случае вражеских попаданий компания помогает с восстановлением жилья.

Однако есть и объективные преграды, которые пока сложно преодолеть. В украинском обществе до сих пор царит негативный стереотип относительно работы на заводе. Более того, рынок труда в прифронтовых регионах значительно сузился из-за мобилизации и эмиграции населения в более удаленные от войны регионы. Поэтому в "Интерпайпе" есть проблема постоянного кадрового голода на всех производственных участках.

Частично кадровый дефицит компания компенсирует за счет точечных решений, только смягчающих проблему, но не решающих ее: нанимает подрядные организации, возвращает на работу пенсионеров, максимально удерживает внутренних ветеранов и привлекает внешних, трудоустраивает женщин. Однако женщины могут занимать управленческие, инженерные должности, задействованные во вспомогательных производственных процессах (машинистки кранов, контроллеры ОТК, дефектоскописты и т.п.), но заменить мужчин на участках проката труб и колес, выплавки и разливки стали физически им тяжело из-за больших нагрузок. Да и это запрещено законодательством об охране труда.

"Поэтому мы проводим системную работу в двух направлениях. Первый фокус — на удержании текущего квалифицированного персонала, который сейчас постоянно работает сверхурочно, что компенсируется материально. А с учетом 20% повышения зарплаты с марта текущего года фактический заработок на предприятиях "Интерпайпа" — самый высокий в отрасли, — говорит Виталий Пахомов. — Второе направление — обучение рабочих смежным профессиям, а также наем рабочих без профессионального образования, необходимого опыта работы и квалификации и обучение людей непосредственно на производстве".

В "Интерпайпе" 60% рабочих имеют по три-пять специальностей: стропальщик, слесарь-ремонтник и другие. В 2023-м двое из пяти работников посетили разные учебные курсы. Кроме того, компания учит "с нуля". По статистике за последние два года 80% новых работников пришли без опыта и получили рабочую специальность уже на производстве. Под каждую рабочую специальность есть лицензированная программа обучения продолжительностью два, три, иногда шесть месяцев с теоретическим блоком и практикой на производстве. Последней руководит производственный наставник, выполняя свою текущую работу, он параллельно обучает ученика.

Ученик

Отдельно "Интерпайп" работает со студентами профтехучреждений и вузов региона. Одна из его инициатив — специальные учебные программы для студентов вузов с последующим привлечением их на позиции линейных руководителей (мастеров) на производстве, которая стартовала для участников с текущим учебным годом.

Однако компания считает, что ситуация с кадровым голодом может еще больше обостриться, хотя ее предприятия имеют статус критически важных. "Интерпайп" может забронировать только 50% военнообязанных работников, а заменить мобилизованных в текущих условиях очень непросто, особенно в Никополе. Поэтому никакие усилия промпредприятий в прифронтовых регионах не решат кадровую проблему без изменения системы бронирования.

"Критически важно принять хотя бы один из трех вариантов смягчения ограничений бронирования. Или снять ограничения на количество подлежащих бронированию военнообязанных (по аналогии с предприятиями топливно-энергетического комплекса). Или увеличить до 80% количество забронированных. Или хотя бы позволить дополнительно бронировать 100% от численности мобилизованных работников", — предлагает Виталий Пахомов.

Второе жизненно важное изменение — это трехмесячный иммунитет от мобилизации для вновь нанятых работников, чтобы компания могла их забронировать. Ведь официальный прием на работу военнообязанного работника предусматривает постановку его на военный учет и, с большой вероятностью, немедленную мобилизацию, сейчас это серьезный стоппер для потенциальных кандидатов, предпочитающих временную договорную занятость в небольших компаниях.