Погружение в прошлое. Насколько просядет экономика Беларуси
Беларусь, которая позволила России напасть на Украину со своей территории, также терпит экономический ущерб, в том числе из-за новых западных санкций, которые наложились на ограничения, введенные против режима Александра Лукашенко еще при подавлении "белорусской революции". Что будет с экономикой страны?
Преимущественно из-за более ранних санкций ВВП Беларуси за январь-апрель 2022-го снизился на 2%. Страна и так испытывала трудности с доступом на рынки сбыта и с поставкой комплектующих, сырья и материалов. Белорусская экономика еще больше переориентировалась на российскую, что формально позволило даже немного нарастить экспорт. Однако в перспективе такой вынужденный разворот лишь усугубит положение Минска.
Торговля Беларуси с Украиной, на рынок которой направлялось 11% экспорта, полностью прекращена. В частности, сильно падают продажи за границу удобрений. Беларусь потеряла рынки ЕС и Украины. Продукцию пытаются перенаправить в Индию и Китай, но там уже почувствовали смену конъюнктуры, так что удобрения приходится продавать с дисконтом. Приблизительно то же самое в нефтепереработке, машиностроении, металлургии. 15 мая премьер-министр Беларуси Роман Головченко назвал сумму, на которую заблокирован белорусский экспорт. По его словам, это $16-18 млрд в год (32-34% от прошлогодних объемов).
В Беларуси месячная инфляция в апреле составляла 1,6%, а годовая разогналась до 16,8%.
Масштабные финансовые санкции вызвали в стране невозможность или задержку выплат по имеющимся контрактам, замораживание счетов, сократилось кредитование.
Ситуацию усугубляют проблемы с грузоперевозками, возникшие после начала войны: очереди, увеличение сроков, изменение цен, закрытие транзитных путей.
Можно утверждать, что санкции больно ударят по обрабатывающей промышленности Беларуси (где около 45% комплектующих — импортные), по экспорту леса и лесопереработке, автомобилестроению и химической отрасли. При этом больше всего пострадают самые модернизированные производства, связанные с западными технологиями.
Погружение белорусской экономики в рецессию только началось, и пока ее влияние не затрагивает значительную часть компаний и граждан. Однако опросы показывают, что пятая часть белорусов вынуждена экономить на еде, а более трети столкнулись со снижением доходов. Также упал индекс потребительской уверенности, а значит внутренний спрос в Беларуси тоже начинает сокращаться. Оценки своего экономического положения у компаний ухудшились и достигли самой низкой отметки, повторив показатели декабря 2020 г.
В настоящее время аналитики очерчивают разные сценарии того, как может развиваться ситуация в экономике Беларуси. Однако все известные нам сценарии связаны с падением ВВП: при самом оптимистичном, то есть в случае быстрого снятия санкций, это будет снижение на 5%, а при пессимистическом — на 20%. О том, что это значит для белорусской экономики — читайте в аналитической статье Дениса Стаджи на depo.ua "Расплата за войну. Как тонет экономика Беларуси".