• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Занимательная трампономика. Смогут ли США заставить мир похоронить налог на прибыль

"ВД" решила примерить на украинские реалии налоговую реформу, которую МВФ рекомендует осуществить во всем мире
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Оптимальным вариантом для мировой экономики является одновременный отказ большинства стран от традиционного налога на прибыль и его замена налогом на движение денежных средств в зависимости от места назначения (destination-based cash flow tax, DBCFT). К такому выводу пришел Исследовательский департамент МВФ, оценивший влияние нового налога на 80 крупнейших экономик. В работе, опубликованной Фондом в середине января, также говорится, что главным выгодополучателем окажется страна, которая первой проведет налоговую реформу.

Налог на движение денежных средств

Исследователи МВФ предупреждают, что их работа - лишь приглашение к более активной дискуссии о возможном проведении глобальной налоговой реформы. Впрочем, само появление working paper МВФ - первого серьезного исследования на уровне крупных финансовых организаций - уже говорит о том, что перспектива внедрения DBCFT рассматривается серьезно.

Причина, по которой страны-лидеры активно ищут возможности улучшить налоговую систему, - денежная. По оценкам ОЭСР, из-за "агрессивного налогового планирования" страны ежегодно теряют в общей сложности от $100 до $240 млрд налоговых поступлений.

То есть речь идет о налоговых оптимизациях, полностью вписывающихся в законодательные рамки. Они дают возможность транснациональным компаниям выводить часть прибыли из стран с высоким налогообложением, где эта прибыль фактически создается, в страны с низким налогообложением. Туда же может выноситься и производство. В результате товар, произведенный отечественной компанией, завозится в страну уже как импорт. Итог таких оптимизаций - не только бюджетные потери, но и сокращение рабочих мест.

В качестве альтернативы налогу на прибыль все чаще называется именно DBCFT, суть которого - освобождение от налогообложения всей экспортной выручки.

"Налогообложению подлежит лишь прибыль, которую бизнес получает за счет "работы" на внутреннего потребителя. При этом налогом (за вычетом расходов на зарплату. - "ВД") облагается прибыль независимо от того, получает ее внутренний производитель или импортер товаров и услуг", - уточняет Николай Максимов, адвокат юридической компании RIYAKO&PARTNERS. То есть DBCFT, по сути, похож на классический НДС, являясь налогом на потребление.

Реклама на dsnews.ua

Как отмечается в исследовании Центра налогообложения бизнеса Оксфордского университета, DBCFT имеет ряд неоспоримых достоинств. Во-первых, становятся бессмысленными оптимизации и перераспределение прибыли внутри корпорации. Во-вторых, доходы становится выгодно получать по месту "прописки" материнской компании, что будет стимулировать создание новых рабочих мест внутри страны и репатриацию капитала. В-третьих, там же будут оставаться и основные инвестиции корпорации. Среди главных недостатков нового налога исследователи МВФ называют его цикличность: поступления в бюджет от DBCFT, в отличие от сборов от налога на прибыль, будут нерегулярными.

Почему США за, а Китай и Германия - против

Внедрение DBCFT было частью радикального варианта налоговой реформы, предложенной Республиканской партией США в 2016 г. "В Соединенных Штатах есть довольно большая группа оппонентов классического корпоративного налога. Во-первых, он довольно высокий (общая ставка 35%). Во-вторых, в системе вычисления налога есть место для вычета издержек на импорт товаров. Две эти особенности делают для бизнеса привлекательной идею переноса своих производственных мощностей в страны с дешевой рабочей силой и/или низким корпоративным налогом с последующим импортом своих же товаров в США для получения неких налоговых льгот. DBCFT должен вернуть большие компании обратно в Штаты", - поясняет Василий Андрусяк, руководитель практики налогового права MORIS GROUP.

Кроме того, DBCFT способствовал бы укреплению национальной валюты, нейтрализующему отрицательное влияние нового налога на внешнеторговый баланс. Например, если американская компания с исключительно внутренними продажами тратит 100 евро на импорт из ЕС, при DBCFT со ставкой 20% ей придется заплатить $20 налога при условном паритете $/евро. Но если американская валюта вырастет до уровня $/1,25 евро, стоимость импорта упадет на $20, полностью компенсируя новый налог.

В итоговом варианте проекта американской реформы принципы налога на внутренние денежные потоки, как еще можно назвать DBCFT, были реализованы лишь частично: корпоративный налог уменьшен с 35 до 20%, изменен способ исчисления налогооблагаемой прибыли, при котором на затраты нельзя относить покупку импорта, но экспортные доходы исключили из налогооблагаемой базы. Кроме того, были введены льготные условия для репатриации капитала.

Но даже в таком усеченном виде налоговая реформа полностью оправдала прогнозы: по результатам трех кварталов прошлого года (более свежей статистики пока нет) ВВП США вырос на 3,4%, а уровень безработицы стабилизировался ниже 4% - лучший показатель с 1969 г. Даже при рекордном за четыре года обвале на мировых рынках фондовый рынок США является единственным, которому удалось сохранить объем капитализации конца 2017 г. То есть США действительно стали магнитом для капитала.

Впрочем, такой рецепт подходит далеко не всем. Например, во время обсуждения налоговой реформы в Штатах против DBCFT осторожно высказывались Германия и Китай. "В анализе Fitch влияния DBCFT говорится, что наибольший удар от введения этого налога придется по экономикам со значительным профицитом торгового баланса (Китай, Германия) и крупным держателям номинированного в долларах корпоративного нефинансового долга (Бразилия, Индонезия, Турция). Также в зоне риска окажутся страны с экспортом, ориентированным на американский рынок (Мексика, Канада)", - отмечает Яна Квасница, юрист ЮФ "Мисечко и Партнеры". К слову, DBCFT не будет вредить бюджету США, поскольку Штаты остаются одним из крупнейших импортеров. Согласно официальным данным американского правительства в 2017 г. отрицательное внешнеторговое сальдо страны составило $552 млрд.

Тем не менее остальным (прежде всего странам ЕС) тоже придется если и не полностью внедрять DBCFT, то как минимум снижать налоги. В противном случае США будут только наращивать свой рабочий и производительный потенциал.

Украина еще не доросла

Для развивающихся стран эффект от внедрения налога на внутренние денежные потоки будет неоднозначным. "Если DBCFT будет внедрен одновременно большинством стран, то он окажется полезен и развивающимся странам. Но при локальном внедрении большая часть производственных мощностей перетечет в развитые страны с уверенной экономической и финансовой системой, последовательной политикой и механизмами защиты предпринимателей. Развивающимся странам будет не хватать технологического потенциала. А так как DBCFT вообще не стимулирует импорт, то развитие и прогресс развивающихся стран может сбавить обороты", - говорит Василий Андрусяк из MORIS GROUP.

Как же может повлиять новый налог на украинскую экономику? Казалось бы, принципы его взимания, предусматривающие полное освобождение от налогов экспортной выручки, могут стать лучшим стимулом для компаний активнее осваивать внешние рынки. А увеличение валютных поступлений убережет нацвалюту от девальвации. Главными выгодополучателями станут наши металлурги и аграрии, чья продукция составляет основу отечественного экспорта. Позитивно новый налог должен сказаться и на бюджетных поступлениях, поскольку Украина имеет отрицательный торговый баланс (по данным ГФС, минус 9,52 млрд по итогам прошлого года).

Но и отрицательных факторов не так уж мало. Как минимум, поначалу негативный эффект от DBCFT почувствуют рядовые потребители. "Введение налога на внутренние денежные потоки существенно повысит стоимость импорта. Компании переложат возросшие издержки на покупателя. Так что, к примеру, покупка стиральной машины или телевизора иностранного производства может стать для рядового украинца роскошью", - поясняет Николай Максимов. В объеме всей реализуемой в Украине продукции доля импорта существенна: в 2016 г. (последние данные Госстата) она составляла 44,2%. А значит, подорожание импортной продукции спровоцирует инфляционный всплеск. К тому же подорожает и значительная часть отечественной продукции. Ведь доля импорта в промежуточном потреблении (комплектующие и сырье для производства отечественных товаров) у нас колеблется у отметки 30%.

"Администрирование НДС у нас сопряжено с большими сложностями. А поскольку DBCFT довольно схож с непрямыми налогами (как НДС), то количество проблем предпринимателей может существенно увеличиться со всеми вытекающими последствиями", - отмечает Василий Андрусяк.

    Реклама на dsnews.ua