Закрепится ли за Ахметовым имидж шантажиста

После "шахтерских забастовок" донецкий олигарх решил перейти к отключению энергетических мощностей
Фото: УНИАН

Вчера один из ключевых производителей электроэнергии Украины - ПАО "Донбассэнерго" - прекратил работу. "На Славянской ТЭС по состоянию на 25 мая 2015 года производство электроэнергии остановлено. Из-за действия ряда неправомерных постановлений НКРЭКУ (начиная с февраля текущего года) в ПАО "Донбассэнерго" сложилась критическая финансовая ситуация", - говорится в сообщении предприятия.

С тем, что эта энергокомпания находится в сложном положении, действительно сложно поспорить. Ведь она еще в прошлом году утратила оперативный контроль над второй своей станцией - Старобешевской ТЭС, которая оказалась на захваченной оккупантами территории. Таким образом, тогда доходы ПАО обрушились вдвое. При этом окончательно финансовый кризис в "Донбассэнерго" наступил после вынесения Нацкомиссией по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) постановления №203, которым был введен мораторий на расчет за электроэнергию с производителями, чьи мощности оказались в зоне АТО. Основываясь на этом документе, ГП "Энергорынок" прекратило финансовые взаимоотношения с донбасской энергокомпанией, благодаря чему его задолженность перед последней сейчас составляет 1,5 млрд грн.

В таких условиях немудрено, что у "Донбассэнерго" попросту могло не остаться денег на приобретение угля, а, следовательно ее решение выйти их числа производителей электроэнергии закономерно. Но этот вывод уже не выглядит таким однозначным, если обратить внимание на нюансы. Во-первых, формальный бенефициар этой энергокомпании Игорь Гуменюк после ее приватизации, состоявшейся в 2013 г., выступил с официальным интервью, в котором в том числе сообщил о планах самообеспечении ПАО углем через родственное ему ООО "Краснолиманское". Мощности этого предприятия находятся на свободной от сепаратистов территории Донецкой области (г. Родинское), а значит оно вполне могло продолжать поставки угля. Во-вторых, "Донбассэнерго" благополучно оспорило упомянутое постановление НКРЭ в Донецком окружном административном суде, а это означает, что это предприятие могло рассчитывать на оперативное снятие рукотворной финансовой блокады.

На рынке Гуменюка воспринимают лишь как формального игрока, который приобрел ПАО в интересах своего старшего бизнес-партнера по компании "АРС" Рината Ахметова. Если принимать эту версию за основу,сейчас донецкий олигарх намеревается с помощью "Донбассэнерго" добиться отмены финансовой блокады

Почему в ПАО решили не дожидаться этого времени - загадка. Зато понятно, что ее вчерашнее отключение от системы произошло крайне "своевременно". Ведь буквально за день до этого от энергорынка отключилась государственная Змиевская ТЭС (причина - недостаточное количество угля). Таким образом, на рынке были созданы идеальные условия для превалирования спроса над предложением, которое неминуемо ведет к неконтролируемым веерным отключениям по всей стране. В этом контексте выход "Донбассэнерго" из игры больше похож на энергетическую диверсию. О ее подтексте не сложно догадаться. Дело в том, что на рынке Гуменюка воспринимают лишь как формального игрока, который приобрел ПАО в интересах своего старшего бизнес-партнера по компании "АРС" Рината Ахметова. Если принимать эту версию за основу, сейчас донецкий олигарх намеревается с помощью "Донбассэнерго" добиться отмены финансовой блокады (которая, кстати, распространяется и на официально принадлежащее Ахметову ООО "Востокэнерго").

При этом параллельно основатель ДТЭК явно не возражал бы против повышения тарифов для тепловой генерации, которого его менеджеры не могут добиться уже год.
Понятно, что решать эти проблемы руками официально чужой компании Ринату Леонидовичу вполне удобно. Особенно после скандала с планом "Крепость". Но это показное дистанцирование ему вряд ли поможет. По крайней мере, об этом свидетельствует его предыдущий неудачный опыт - недавние так называемые шахтерские забастовки. После них президент Петр Порошенко заявил о необходимости демонополизации энергорынка, тем самым недвузначно намекая на чрезмерные владения в этом секторе у Рината Ахметова. Что вполне логично: начав отключение украинцев от энергии ради решения своих корпоративных проблем, он поставил себя на один уровень с российскими энергетическими шантажистами, тем самым создав своему бизнесу еще большие неприятности.