• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Зачистить буржуазию. Как идеологи режима предлагают Лукашенко сохранить власть

Белорусские идеологи режима Лукашенко рассматривают уличные протесты как "выступления буржуазии" и предлагают вернуть плановую экономику с госсобственностью на средства производства

Александр Лукашенко / Getty Images
Александр Лукашенко / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Вспыхнувшие после выборов в Беларуси протесты продолжаются, Александр Лукашенко исчез с телеэкранов, будущее власти в стране остается неясным. Однако государственные идеологи уже строят планы относительно того, как должна быть устроена Беларусь при следующих сроках правления Лукашенко. Говоря конкретнее, разработкой подобных планов занимается провластное общественное объединение "Белая Русь". Его еще называют "профсоюз чиновников", поскольку туда в обязательном порядке входят все госчиновники и руководители предприятий.

Эти планы озвучил один из идеологов ОО "Белая Русь" Петр Петровский. В качестве главной причины массового протеста он назвал то, что большинство населения уже занято в частном секторе экономики, а не в государственном. После чего намекнул, что это будет исправлено. Причем исправлять будут под предлогом социальной защиты населения. Все это изложено в закрытом докладе, который оказался в распоряжении обозревателя "ДС".

В частности, идеолог пишет: "мы увидели бунт людей с доходами выше среднего, а также части молодежи, в основном офисных работников, айтишников и футбольных фанатов. К ним добавился асоциальный и криминальный элемент регионов, возникший на периферии в результате политики финансовой диеты. Любопытно, что большинство участков с победой Тихановской были зафиксированы в коттеджных поселках и респектабельных районах, где живут довольно богатые люди. В итоге Тихановская получила самый высокий рейтинг оппозиционного кандидата с 2001 г.".

Далее Петровский признает: "говорить только о внешнем инспирировании протестов, о котором я писал ранее, было бы в корне неверно". По его мнению, в белорусском обществе имеют место фундаментальные трансформации. Еще в нулевые годы количество занятых в частном секторе превысило количество занятых в секторе государственном. В десятые годы стабильно закрепилась цифра в районе 59% занятых в частном секторе на 39% в государственном. Остальное – иностранные и смешанные формы собственности.

При этом в госсобственности остаются все основные предприятия страны. Однако на относительно большое количество занятых в негосударственном секторе оказала сильное влияние приватизация части малых и средних предприятий (торговли, общепита, бытовых услуг), предпринятая в конце нулевых и начале десятых.

Как указывает Петровский, психология работающего в частном секторе человека другая, нежели в государственном. Структура ведения хозяйства тоже. "Госсектор – это еще и социалка с неликвидом с точки зрения частного бизнеса, раздутый штат во имя всеобщей занятости и, главное, более строгое соответствие стандартам защиты труда, – пишет он. – Между этими двумя секторами постепенно образовывалась пропасть. В частном секторе зарплаты выше, чем в государственном, но социальная защищенность наемных работников ниже. Даже лояльные профсоюзы на частных предприятиях видятся нежелательными. Несмотря на это многие частники смотрят на госпредприятия, бюджетников, чиновников как на лишние рты, забирающие очень много их налогов".

При этом качественно изменились структура и уровень самого частного сектора. За тридцать лет независимости он вырос от простых челноков-спекулянтов в самостоятельные и окрепшие субъекты хозяйствования. Вокруг городов выросли коттеджные поселки, живущие своей жизнью, имеющие свои взгляды и сконцентрировавшие у себя капитал, который позволяет их обитателям по-другому жить, нежели большинство белорусов.

Реклама на dsnews.ua

В докладе "Белой Руси" указывается: "В 2019 г. в Беларуси зафиксировано рекордное расслоение общества. Доходы в частном секторе на 50% превышают доходы бюджетников, концентрируясь в большинстве случаев в руках руководства и директората. Наемные же работники частного сектора имеют намного ниже уровень своей защищенности, нежели в большинстве предприятий госсектора".

Также указывается, что концентрация капитала в частном секторе, который более мобилен и менее социально ответственен, дает возможность внутри него "создавать и ретранслировать в белорусское общество выгодные частникам ценностные, идеологические и культурные продукты, что делает их доминирующими на фоне аналогов государственного сектора".

По мнению идеолога, сконцентрировавший капиталы частный сектор недоволен своим (не)участием в принятии решений в государстве, а также местом и ролью сектора государственного. Имеется конкретное желание заполучить контроль над госсектором, продолжить минимизацию социальной ответственности государства, а значит и уменьшение налогов для частников.

Впрочем, Петровский и его подчиненные признают и промахи государства. По их мнению, в 2015-2018 гг. в Беларуси проводилась политика "финансовой диеты", связанная с оптимизацией расходов в госсекторе, коммерциализацией социальных услуг, а также ограничением рабочего стажа (выведение из него декретных отпусков, срочной службы в армии, обучения в ВУЗах, аспирантурах и докторантурах), повышением пенсионного возраста, что с предыдущей отменой льгот в 2007 г. и сокращением строительства льготного жилья с 2011 г. критично оголило социальную защищенность населения на фоне экономической рецессии.

Самое интересное – то, какие меры предлагают принять преданные Лукашенко идеологи и экономисты. Они считают, что государство как административный механизм должно удерживать равновесие и не допускать усиления влияния частников на госсектор и бюджетников. Более того, в 2021-2025 гг. власть в политэкономическом смысле должна выровнять баланс, делая ставку на госинвестиции, увеличение рабочих мест в госсекторе, а также откат в плане оптимизации пенсий и льгот по жилью.

Одновременно предлагается вернуться к прогрессивной шкале налогообложения, чтобы выравнять баланс доходов между частным и государственным сектором, а также обязать частников организовать на своих предприятиях профсоюзные организации.

Следующий этап – государство должно вытеснить частный капитал из таких сфер, как промышленность, АПК, банковское дело, образование. Частную инициативу планируется допускать в розничной торговле, сфере услуг и общественного питания – этим и ограничить.

Несколько более изощренные планы предложены относительно ІТ-сектора. Петровский предлагает вернуться к средневековой практике панщины. Вместо повышения налогов специалисты сферы высоких технологий должны будут часть рабочего времени бесплатно выполнять задания в интересах государственных предприятий.

"Отдельной строкой следует выделить айтишников, имеющих огромнейшие налоговые привилегии и освобождение от ФСЗН в отличие от тех же бюджетников и несопоставимо высокие по белорусским меркам зарплаты, что делает их чуть ли не королями, – указывается в документе. – Нужно организовать интеграцию сферы IT и белорусской промышленности. Например, имеется конкретный запрос по созданию беспилотников. Если IT-сектор не хочет отказываться от субсидирования в виде налоговых льгот, то пусть возьмет в нагрузку проекты в промышленности".

С одной стороны, это все выглядит как мечты белорусских поклонников Сергея Глазьева. С другой – все это отлично укладывается в жизненную философию Александра Лукашенко. Так что если он сейчас удержится у власти, "заповедник социализма" на север от Украины может стать еще более дремучим.

    Реклама на dsnews.ua