Зачем Укринбанк возвращается на рынок
История с Укринбанком начинает напоминать детектив. Неправомерность его ликвидации уже подтвердили суды двух инстанций. В апреле этого года вердикт в пользу банка вынес Окружной административный суд Киева (дело №826/5325/16), признав незаконным постановление НБУ о признании финучреждения неплатежеспособным. А 13 июля Киевский апелляционный административный суд подтвердил правомочность такого решения и фактически отменил ликвидацию банка.
Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) подал кассационную жалобу на решение апелляционного суда. По словам заместителя директора — распорядителя ФГВФЛ Андрея Оленчика, фонд продолжит судиться с банком. А пока, чтобы сохранить активы финучреждения, в Укринбанке останется уполномоченное лицо фонда —Ирина Била. Она продолжит работу до тех пор, пока ВАСУ не вынесет окончательное решение либо пока НБУ не вернет банку лицензию. Последний вариант может оказаться вполне реальным. По такому же пути пошли, например, собственники банка "Союз", которые также выиграли суд против НБУ и добились отмены ликвидации финучреждения. Спустя короткое время регулятор повторно принял решение пустить "Союз" под нож, но банк его снова оспорил.
Сейчас выплаты приостановлены. Как отметил Андрей Оленчик, если регулятор восстановит банку лицензию, то фонд потребует эти деньги через суд с его акционеров. Как только будет утверждена ликвидационная масса Укринбанка, ФГВФЛ обратится в правоохранительные органы, а также подаст гражданские иски к собственникам существенного участия, которые довели финучреждение до неплатежеспособности.
Впрочем, велика вероятность, что судебные тяжбы с НБУ затеяны отнюдь не для того, чтобы вернуть Укринбанк на рынок. Пока длится бюрократическая канитель, его собственники провернули беспрецедентный трюк — за одну ночь сменили финучреждению "прописку". 13 июля (в день решения суда) частный нотариус внес изменения в Единый государственный реестр юрлиц. И теперь банк называется ПАО "Укринком" и находится по адресу: Луганская область, город Северодонецк, улица Сметанина, дом 3-а. Конечным собственником в реестре числится Владимир Клименко, в прошлом — глава наблюдательного совета финучреждения и владелец существенного участия (на 1 января 2016 г. ему принадлежало 66,9862% акций).
По словам Андрея Оленчика, сейчас неустановленные физлица пытаются завладеть активами банка и перевести их на третью компанию, в том числе речь идет о счетах крупных вкладчиков финучреждения. "При этом попытки возобновить банковскую лицензию не предпринимаются. Думаю, что лица, которые стоят за всем этим, не заинтересованы в возобновлении его работы. Зато перерегистрация даст возможность крупным заемщикам, среди которых много аффилированных с акционерами банка лиц, уклониться от погашения кредитов", — заявил Оленчик. Фонд уже подал заявления в Генпрокуратуру, Национальное антикоррупционное бюро и Службу безопасности Украины о совершении уголовного правонарушения.
Владельцы Укринбанка, в свою очередь, заявляют о незаконности присутствия уполномоченного лица фонда и о том, что ФГВФЛ незаконно распоряжается активами финучреждения. Пресс-служба распространила заявление, в котором сообщается, что представители фонда незаконно удерживают здание Укринбанка, а попытки правления попасть на рабочие места и восстановить работу пресекаются охраной. Также представители банка утверждают, что за время работы временной администрации из него якобы было выведено активов на сумму 26 млн грн.
Секретное оружие Укринбанка
Укринбанк — один из старейших банков Украины, основанный в 1989 г. По данным НБУ, на 1 октября 2015 г. он занимал 27-е место (5,832 млрд грн.) среди 123 действовавших в стране финучреждений. СМИ связывали его с экс-главой НБУ Владимиром Стельмахом, которого называли одним из владельцев финучреждения, хотя официально в списке собственников он не значился. Зато до середины 2015 г. являлся советником председателя набсовета Укринбанка.
НБУ признал банк неплатежеспособным 24 декабря 2015 г. Причиной послужило невыполнение им обязательств — его долг перед клиентами достиг 52 млн грн. Финучреждение также нарушало экономические нормативы НБУ, в том числе Н4 (норматив мгновенной ликвидности), который по состоянию на 01.12.2015 г. был равен нулю при нормативном значении не менее 30%.
Вынося свой вердикт, Окружной административный суд Киева не проверял выполнение банком нормативов. Свое решение он мотивировал тем, что, согласно ч. 8 ст. 75 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", финучреждение можно относить к категории неплатежеспособных только по истечении 180 дней с момента присвоения статуса проблемного. Между тем юристы ФГВФЛ настаивают, что данная норма закона обязывает НБУ принять решение о неплатежеспособности банка не позднее 180 дней с этой даты.